Папки-передвижки

Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.

Наталья Мяклова
Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек был успешным, умело ориентировался в постоянно растущем потоке информации, нужно научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Развитие познавательной сферы, протекающей в форме экспериментальной деятельности - вопрос актуальный на сегодняшний день и является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Поэтому необходимо создать условия для саморазвития личности каждого ребёнка. А саморазвитие возможно в деятельности, включающей в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В связи с этим детское экспериментирование, как истинно детская деятельность, представляет особый интерес для изучения и активного внедрения в практику детского сада.

Публикация «Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ,» размещена в разделах

Детское экспериментирование заключается в познании объекта в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Познавательная сфера - сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

С самого рождения ребёнок является ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он НАСТРОЕН на познание мира, он ХОЧЕТ его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное! Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться, т. к. в основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а это ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. И мы стараемся помочь детям стремиться к активной деятельности, не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, а проведение исследований направить в нужное русло, сделав их полезными.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания задействованы все органы чувств. Каждому чувству и органу чувств соответствуют объекты чувственного восприятия:

• орган чувства нос - воспринимает запах. Запах, это объект чувственного восприятия;

• органы чувств глаза - воспринимают свет, цвет, формы предметов, их разнообразие, действия, движения;

• орган чувств язык – воспринимает вкус;

• орган чувства кожа - воспринимает механические воздействия и тепловую энергию

• органы чувств уши – воспринимают звук;

• орган чувства мозг – воспринимает мыслеобразы;

• седьмое чувство, известное человеку, в обиходе называют чутьем, ученые интуицией.

Следовательно, исходя из выше сказанного, предполагаю, что чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно обучая детей, даю им эти знания, развиваю и совершенствую необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• самостоятельно учу давать определения понятиям;

• классифицировать, наблюдать;

• под контролем взрослого проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Цель проектно-исследовательской деятельности – становление у детей дошкольного возраста научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что их окружает.

А. Н. Леонтьев, С. Л. Новосёлова, Н. Н. Поддъяков и др. выделяют в детском экспериментировании, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию основные положения:

экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;

• в экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. д. (продуктивная форма экспериментирования);

экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;

• в экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;

экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус второго ведущего вида деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

При проведении детского экспериментирования обязательно учитываю следующую структуру:

• постановку перед детьми проблемы, которую необходимо решить;

• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

• выдвижение гипотезы (т. е., поиск возможных путей решения);

• проверку гипотезы (сбор данных, экспериментирование, реализация в действии);

• анализ полученных результатов (подтверждение гипотезы);

• формулирование выводов.

При планировании детской экспериментальной деятельности обязательно включаю:

экспериментальную деятельность, организованную мною;

экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности

посредством развивающей среды);

• познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами

экспериментирования;

• демонстрационные опыты, реализуемые мною совместно с детьми;

• долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, придерживаюсь определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:

• учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;

• не сдерживать инициативы детей;

• не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;

• не спешить с вынесением оценочных суждений;

• помогать учиться управлять процессом усвоения знаний.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного использования методов и приёмов, которые способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

В работе с детьми необходимо использовать принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование - сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки и соблюдения правильных условий организации эксперимента :

• положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как:

наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности;

• равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость необходимым оборудованием);

• чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому;

• стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.

Для отслеживания результатов экспериментальной деятельности пользуюсь следующими критериями эффективности:

• соответствие целей и согласованности моих действий с родителями и детьми;

• создание условий для исследовательской деятельности детей-дошкольников в саду,

родителями (законными представителями) дома;

• самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности;

• нахождение рядом взрослых, которые достаточно деликатны, чтобы ребёнка-исследователя

не ломать, не навязывать ему своё видение мира, не подменять своими действиями. Ребёнок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познаёт мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребёнок пришёл самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве взрослого);

• презентация и оценка деятельности ребёнка. Те знания, которые ребёнок приобрёл самостоятельно в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Их важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребёнка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребёнка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Перед ним стоит цель: научиться логично излагать свои знания, умения и навыки, освоенные в ходе опытно-экспериментальной деятельности, а также владеть умением отвечать на вопросы. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы.

Свою деятельность считаю инновационной, т. к. в работе с детьми использую:

• комплект лабораторного оборудования «Атомы и молекулы», «Лаборатория воды», «Выращивание кристаллов» «Лаборатория звука», «Лаборатория ростка», «Магнитные эксперименты», «Лаборатория отпечатков пальцев». Эксперименты, проводимые с помощью данного оборудования относятся к естественным наукам, что позволяет ребёнку в доступной форме объяснить какое-либо явление существующее в природе.

• цифровой микроскоп, с помощью которого в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки и видеозаписи протекающих в микромире процессов. Микроскоп позволяет:

превращать обычные предметы в объекты исследования; формировать изображения предметов на экране компьютера; просматривать изображение на экране; делать видеозаписи.

• ИКТ – технологии.

Применение ИКТ-технологий в процессе обучения детей экспериментированию позволяет :

• показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;

• в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует

наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать

материал ими;

• способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,

познавательной активности, навыков и талантов;

• поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к проведению опытно-экспериментальной деятельности. Помогает воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а это, в свою очередь, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Для реализации всех выше перечисленных задач необходимо, чтобы каждое исследование завершилось участием в конкурсах проектов детских исследовательских работ, как с участием слушателей (на муниципальном уровне, так и без них (заочное участие в окружных, всероссийских конкурсах).

Итак, удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, дети изучают себя и свои возможности, ищут способы измерения. Поиск подводит их к уникальному открытию того, что каждый человек обладает великими силами:

• ума;

• памяти;

• мечты;

• дружбы;

• любви;

• добра.

Я убеждена в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивает логику, образное мышление и воображение, способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

И, конечно же, наградой за наши труды является уникальная возможность раскрыть личность ребёнка, способную изобретать и использовать нестандартные решения в трудных ситуациях!

Список используемой литературы:

Ребёнок в мире поиска-О. В. Дыбина 2012г

Неизведанное рядом-О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова. 2011г

Познавательно –речевое развитие –Л. В. Рыжова. 2015г

Публикации по теме:

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников - это необходимый метод для познания ребёнком окружающего мира. Ведь знания, почерпнутые.

Детское экспериментирование Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя: - экспериментальную деятельность, организованную педагогом; - познавательную.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников На основании Приказа Министерства образования и науки Российской.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование в ДОУДетское экспериментирование в ДОУ “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» - это положение подтверждено ФГОС ДО.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности Консультация для воспитателей детского сада «Детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно- исследовательской деятельности».

Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Выступление на родительском собрании в старшей группе «Детское экспериментирование в домашних условиях» Добрый вечер, уважаемые родители! Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы уделяем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.
Опубликовано: 7 октября 2016 в 16:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД