Диагностика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Анна Афанасьева
Диагностика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Как выявить агрессивного ребенка

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов.

Средняя агрессивность - 7 - 14 баллов.

Низкая агрессивность – 1 - 6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

Понимание агрессивности старшими дошкольниками.

Вопрос Ответы агрессивных детей Ответы не агрессивных детей

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?

3. Как бы ты поступил, если бы ты встретился с агрессивным мальчиком (девочкой?

4. Считаешь ли ты себя агрессивным?

ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА

Характерные особенности ребенка

Ребенок:

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами

Отказывается от коллективной игры

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стореотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы: боли в животе, горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Самокритичен

Не может адекватно оценить свое поведение

Имеет мускульное напряжение

Увлекается коллекционированием

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Говорит о себе во 2-ом и 3-м лице

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным.

КРИТЕРИИ

ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.

ребенок часто редко

1. Спорит, ругается со взрослыми

2. Теряет контроль над собой

3. Винит других в своих ошибках

4. Завистлив, мстителен

5. Сердится и отказывается что-либо делать

6. Специально раздражает людей

7. отказывается подчиняться правилам

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различ-ные действия окружающих (детей и взрослых, кото-рые нередко раздражают их

Сосчитайте количество ответов «да».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Публикации по теме:

Презентация Агрессивное поведение людей Данная презентация поможет вам в работе с детьми по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, а так же ее можно использовать.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми Рекомендации по работе с агрессивными детьми 1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 2. Придерживаться.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Диагностика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июля 2013 в 01:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Репка» для воспитанницы «Семейного детского...
В рамках проекта «Огород», разработанного для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возраста, дети изучают агротехнику различных...
Конспект творческо-познавательного занятия «Яблочный Спас угостит яблочком нас»
Раздался стук в дверь. В группу, с полным ведром яблок, вошла Валюша. «На те вам, к празднику, ешьте». Дверь закрылась, Валюша убежала домой, а...
Фотоотчет о развлечении «Праздник воздушного шарика»
История шаров, наполненных воздухом, началась очень давно. Только вот выглядели пра-пра-деды наших шариков совсем не так, как сейчас. И воздушные шары...
Использование бросового материала (мастер класс по изготовлению накопителя)
Добрый день, дорогие коллеги! Давно я не писала в блоге, но причина была уважительная ( ездила отдыхать на море. То, что хочу представить на ваш суд...
Проект «Правила поведения в природе»
Постановка проблемы: В настоящее время дети все меньше проводят время на природе, многие из детей ни разу не видели настоящий гриб, или лесного ежика, все...