МААМ-картинки

Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)

Вероника Успенская
Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)

Изучение неречевых психических функций

1. Общие данные

• контактность,

• устойчивость внимания,

• работоспособность,

• ориентировка в окружающем,

• навыки самообслуживания,

• особенности поведения,

• особенности психического развития…

2. Состояние слухового внимания

Дифференциация звучащих игрушек: «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»

• Определение направления (справа, слева, сзади, сверху, спереди) источника звука: звучащей игрушки, стука, хлопка.

Восприятие и воспроизведение ритма: - -. .. - -. -. - .

Публикация «Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)» размещена в разделах

Оценивается в баллах:

0 баллов – нет ошибок

1 балл – 1 – 2 ошибки

2 балла – 3 ошибки

3 балла – более трех ошибок

3. Исследование зрительного восприятия

3.1. Восприятие цвета

• Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца) – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

• Показ цветов - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

3.2. Восприятие формы

• Показать по просьбе логопеда : круг, квадрат, овал, треугольник

Оценивается в баллах:

0 баллов – нет ошибок

1 балл – 1 – 2 ошибки

2 балла – 3 ошибки

3 балла – более трех ошибок

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

4.1. Ориентировка в пространстве

• Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади.

4.2. Ориентировка в схеме тела

• Показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение всех заданий правильное

1 балл – наблюдаются ошибки при ориентировке в пространстве

2 балла – наблюдаются ошибки при ориентировке в схеме тела

3 балла – не знает стороны своего тела (правую и левую руку)

4.3. Складывание картинок из частей

• Сложить предметную картинку из 2 – 4 частей ( разрезанную: по вертикали, по горизонтали, по диагонали) по образцу.

Оценивается в баллах:

0 баллов – составление картинки путем зрительного соотнесения

1 балл – составление картинки путем примеривания

2 балла – составление картинки путем наложения

3 балла – составление картинки удается только с помощью взрослого

4.4. Складывание фигур из палочек по образцу, затем по памяти.

• Сложить «Стульчик» и «Кроватку» из 4-х палочек.

• Сложить «Лесенку» из 5-и палочек

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное

1 балл – 1 ошибка

2 балла – 2 ошибки

3 балла – 3 ошибки и более

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики

• Попрыгать на двух ногах

• Прыгнуть в длину с места

• Потопать ногами и похлопать руками одновременно

• Бросить мяч от груди

• Поймать мяч

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное

1 балл – при исследовании статической координации движений наблюдается напряжение; при исследовании динамической координации наблюдается замедленный темп при переключении движений.

2 балла – при выполнении движений наблюдается балансировка руками. Туловищем; при исследовании динамической координации движений отмечается правильное выполнение со второго – третьего раза.

3 балла – выполняет двигательную позу с ошибками в виде замены, нарушает последовательность движений или выполнение движений не удается.

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).

2.1. Исследование статической координации движений

«Колечко» - сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке.

«Ушки зайчика» - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук.

2.2. Исследование динамической координации движений

«Здороваются пальчики правой и левой руки».

«Здороваются пальчики только правой, только левой руки» - попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем.

• Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой.

Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

2.3. Навыки работы с карандашом

• Умение держать карандаш.

• Умение рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии.

• Умение рисовать круги.

• Раскрашивание.

2.4. Манипуляции с предметами

• Умение застегивать и расстегивать пуговицы.

• Умение перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.

• Шнуровка.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное, точное и одновременное.

1 балл – выполнение правильное, но с выраженным напряжением.

2 балла – наблюдается асинхронное выполнение проб. При исследовании статической координации движений выявляется наличие синкинезий. При исследовании динамической координации движений наблюдается нарушение темпа и нарушение переключаемости с одного движения на другое.

3 балла – наблюдается невозможность создания статической позы, выполнение серии движений.

3. Состояние моторики артикуляционного аппарата

3.1. Исследование двигательной функции губ.

«Улыбка» - губы в улыбке, зубы заборчиком.

«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

• Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

3.2. Исследование двигательной функции челюсти.

«Пещерка» - широко открыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть.

«Обезьянки» - выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3.3. Исследование двигательной функции языка.

«Лопатка» - положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет.

«Жало» - высовывание языка наружу, придавая ему заостренную форму.

«Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех.

«Лопатка» - «Жало» под счет до трех.

«Качели» - широкий язык поднять к верхней губе, затем опустить к нижней губе.

«Маятник» - высунуть узкий язык и переводить его попеременно из правого угла рта в левый и наоборот.

3.4. Исследование функции мягкого неба.

• Широко открыть рот и зевнуть.

• Широко открыть рот и четко произнести звук А.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное.

1 балл – при выполнении движений наблюдаются поиски и замены движений, быстрая истощаемость.

2 балла – при выполнении движений наблюдается ограниченный объем движений, тремор мышц языка, саливация, быстрая истощаемость.

3 балла – выполнение движения не в полном объеме.

4. Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата /выполняется по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении/

• Широко раскрыть рот, затем полузакрыть его и закрыть.

• Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз : а – у, у – и, а-и-у, ка – па, ка – па – та, воп – вуп, мна – мно,.

Оценивается в баллах:

0 баллов – движения артикуляционного аппарата активные, в полном объеме.

1 балл – движения артикуляционного аппарата активные, но объем движений неполный.

2 балла – наблюдается трудность переключения с одного движения на другое, быстрая истощаемость, тремор.

3 балла – наблюдается замена движений, нарушение последовательности перехода с одного движения к другому, гиперкинезы, саливация.

5. Обследование мимической мускулатуры /выполнение по показу, а затем по словесной инструкции/.

5.1. Исследование объема и качества движений мышц лба.

• Нахмурить брови.

• Поднять брови.

• Наморщить лоб.

5.2. Исследование объема и качества движений мышц глаз.

• Легко сомкнуть веки

• Плотно сомкнуть веки

• Прищурить глаза.

• Подмигнуть.

• Закрыть правый глаз, затем левый.

5.3. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

• Удивление.

• Радость.

• Испуг.

• Грусть.

• Сердитое лицо.

5.4. Исследование объема и качества движений мышц щек.

• Надуть левую щеку.

• Надуть правую щеку.

«Толстячок» - надуть обе щеки одновременно.

«Худышка» - втянуть щеки в рот.

5.5. Исследование символического праксиса.

• Свит.

• Поцелуй.

• Улыбка

• Оскал.

• Цоканье.

• Плевок.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное

1 балл – при выполнении наблюдается нечеткая мимическая картина.

2 балла – при выполнении движений наблюдается появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движения выполняются не в полном объеме.

3 балла – движение не удается.

Публикации по теме:

«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения. Тема: «Неречевые звуки».Цель: Знакомство детей.

Диагностика готовности ребёнка к школе. Работа психолого-логопедической службы.Диагностика готовности ребёнка к школе. Работа психолого-логопедической службы. Диагностика готовности ребёнка к школе проводится в начале и конце года логопедом и психологом в присутствии родителей. Обследование помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)
Опубликовано: 11 июня 2015 в 12:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД