Получи документы

Диагностика познавательных процессов детей дошкольного возраста с использованием игрового набора психолога «Приоритет»

наталья летина
Диагностика познавательных процессов детей дошкольного возраста с использованием игрового набора психолога «Приоритет»

Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.).

B процессе восприятия всегда включены также двигательные компоненты — ощупывание предметов и движение Глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. B дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. C развитием тактильного восприятия ребенка, с приучением его к исследовательской деятельности, обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.

Публикация «Диагностика познавательных процессов детей дошкольного возраста с использованием игрового набора психолога „Приоритет“» размещена в разделах

Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи.

Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляции c разнообразными по форме деталями. Такая работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.

При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий.

Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин - рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.

Очень важный этап работы — сравнивание фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой классификации (например, по цвету, постепенно усложняя условия отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры)

Благодаря разнообразию деталей, входящих в состав игрового комплекта «Приоритет», появилась возможность проводить углубленную комплексную диагностику развития детей. В соответствии с выбранным набором игровых средств педагог-психолог может установить уровень развития тактильного, зрительного и слухового восприятия, внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, пространственного, наглядно-образного, абстрактного и творческого мышления, речи, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, произвольности; зафиксировать уровень сформированности у ребенка элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков.

Важно отметить, что взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у детей интерес, повышает их познавательную активность и позволяет превратить утомительную для ребенка процедуру обследования в увлекательную игру.

Далее я представлю общую систему диагностики, а также приведу примеры диагностических заданий. Система заданий включает в себя: диагностика развития познавательных процессов, моторики и волевых процессов, диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков.

«Диагностика развития познавательных процессов»

1. Диагностика развития восприятия

Пример задания на диагностику тактильного восприятия.

Задание «Угадай-ка»

Материалы: тканевый непрозрачный мешочек, маленький и большой квадраты, маленький и большой равнобедренные треугольники, маленький и большой прямоугольники из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения : Фигуры помещаются в мешочек. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке (6 фигур – 1 балл, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур ребенок должен определить ее размер и описать форму. За каждую правильно описанную фигуру ребенку начисляется балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 7.

Пример задания на диагностику зрительного восприятия.

Задание «Геометрические фигуры»

Материалы: 1 большой зеленый квадрат, 1 маленький красный квадрат, 1 маленький синий равнобедренный треугольник, 1 большой желтый прямоугольник из Набора игровых средств № 2 у педагога и набор разных видов фигур из Набора игровых средств № 2 у ребенка.

Процедура проведения : Педагог выкладывает маленький красный квадрат на доску-основу и дает ребенку задание: «Посмотри на фигуру. Выложи под моей фигурой такую же. Опиши словами фигуру, которую ты видишь перед собой? При необходимости педагог задает дополнительные вопросы: Как называется такая фигура? Какого она цвета? Размера?» Такое же задание предлагается выполнить ребенку с каждой из 4 фигур. За каждое правильно выполненное задание и каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 12.

Пример задания на диагностику слухового восприятия.

Задание «Узор»

Материалы: доска-основа, 1 синий большой треугольник, 1 маленький красный квадрат, маленький желтый прямоугольник, большой зеленый треугольник, большой синий квадрат из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения : Педагог дает ребенку устные инструкции:

а) «В правый верхний угол положи синий большой треугольник»

б) «В нижний левый угол – маленький красный квадрат»

в) «В правый нижний угол – маленький желтый прямоугольник»

г) «В левый верхний угол – большой зеленый треугольник»

д) «В середину доски – большой синий квадрат»

За каждое правильно выполненное задание начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов в этом задании – 10 баллов.

2. Диагностика развития свойств внимания

Пример задания на диагностику концентрации внимания.

Задание «Повтори за мной»

Материалы: два одинаковых набора по 10 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.

Процедура проведения : Педагог строит отрезок дороги из 10 пластин, ребенок, глядя на образец педагога, выкладывает такую же дорогу, точно повторяя последовательность расположения пластин.

За каждую правильно положенную пластину присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 10.

Пример задания на диагностику распределения внимания.

Задание «Пирамида»

Материалы: доска-основа, кубик с отверстиями, 3 палочки разного размера, цилиндры, кольца и шары разного размера и цвета из Набора игровых средств № 3.

Процедура проведения : На доске-основе с помощью кубика с отверстиями и маленькой палочки устанавливаются две горизонтальных палочки одинакового размера. Перед началом выполнения задания ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай и запомни, что тебе надо делать. На правую палочку правой рукой ты будешь надевать только маленькие цилиндры красного цвета, на левую палочку только большие зеленые шарики. На каждую палочку надо одеть по пять фигур. Выполняй задание попеременно правой и левой рукой». Инструкцию зачитывают ребенку несколько раз, он ее обязательно повторяет и выполняет пробное задание вместе с педагогом. За каждую правильно надетую фигуру начисляется балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 10.

Пример задания на диагностику переключения внимания.

Задание «Машинки»

Материалы: доска-основа, комплект пластин с фигурными или прямыми пазами, 2 разного цвета шарики и 2 разного цвета машинки с фиксирующими штырьками из Набора игровых средств №1.

Процедура проведения : на доске-основе, используя пластины с фигурными или прямыми пазами, ребёнок строит дорогу. Педагог даё т задание: «Проведи машинку по дороге», при этом просит соблюдать правила: «Не выходи за пределы дороги», «Проведи машинки по дороге одной рукой», «Проведи машинки с пешеходами другой рукой». После освоения ребенком задания с использованием одной руки (обязательно и левой и правой) педагог дает инструкцию на одновременное выполнение задания двумя руками: «Проведи машинки с шариком двумя руками одновременно или проведи машинки с пешеходом и шариком двумя руками одновременно». После этого педагог просит ребенка построить дорогу таким образом, чтобы из разных ее концов правая и левая руки двигались сначала навстречу друг другу, затем в противоположные стороны. За каждое правильное выполнение начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 7.

3. Диагностика развития памяти

Пример задания на диагностику зрительной памяти.

Задание «Бусы»

Материалы: доска-основа, деревянный стержень средней длины, шнур, деревянные цилиндры, круги, шары разного размера и цвета из Набора игровых средств №3.

Процедура проведения : Педагог в качестве образца нанизывает на веревку цилиндры, круги, шары, а ребенка просит: «Внимательно посмотри и запомни узор», затем педагог прячет «веревку - бусы» и предлагает ребенку сделать такой же узор на вертикальной палочке: «Сделай как у меня». За каждую правильно надетую деталь присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 7.

Пример задания на диагностику тактильной памяти.

Задание «Мешочки»

Материалы: тканевый непрозрачный мешочек (2 штуки, два одинаковых набора по 5 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств №1.

Процедура проведения : ребенок раскладывает пластины по мешочкам, педагог дает ему инструкцию: «Положи правую руку в этот мешочек, а левую в этот. Найди сразу двумя руками одинаковые пластинки, назови их». Или просит одновременно отыскать в мешочках разные пластины и назвать их. За каждое правильное выполнения задания дается 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Пример задания на диагностику кинестетической памяти.

Задание «Гуси»

Материалы: доска-основа, 10 пластин с фигурными или прямыми пазами, лист бумаги в клетку, карандаш.

Процедура проведения : сначала ребенка просят построить дорогу, затем пальцами рук поочередно он должен провести от начала дороги до конца. Педагог дает следующую инструкцию: «Закрой глаза, пройди дорогу указательным пальцем (или любым другим)». После этого можно предложить ребенку зарисовать карандашом на листе бумаги только что пройденную дорогу или какой-то определенный отрезок. За каждую правильно нарисованную пластину присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

4. Диагностика развития мышления :

Пример задания на диагностику пространственного мышления.

Задание «Перевертыши»

Материалы: доска-основа, разделенная на 2 части по вертикали, 2 одинаковых набора фигур (один – для педагога, другой – для ребенка). В каждом наборе по 6 фигур разных цветов и формы (2 красных маленьких треугольника, 2 маленьких зеленых прямоугольников, 2 маленьких синих прямоугольников) из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения : На левой части доски-основы в верхнем углу педагог собирает узор из 6 фигур своего набора. Второй набор фигур педагог предоставляет ребенку и дает задание: «Посмотри внимательно на то, как расположен мой узор. Собери такой же узор из этих фигур и расположи его так же, как у меня, только на своей части доски». За каждую правильно расположенную фигуру начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 6.

Пример задания на диагностику наглядно-образного мышления.

Задание «Повтори узоры»

Материалы: доска-основа, 3 красных маленьких треугольника, 3 маленьких желтых треугольников, 3 маленьких зеленых прямоугольников, 3 маленьких синих прямоугольников из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения : Педагог с помощью фигур строит последовательно 3 узора (порядок фигур в них меняется). Задание ребенку: «Посмотри внимательно на мой узор. Собери точно такой же».

За каждый правильно воспроизведенный узор дается 3 балла. Максимальное количество баллов в этом задании – 9 баллов.

Пример задания на диагностику абстрактного мышления.

Задание «Счет по Пиаже»

Материалы: доска-основа, 2 синих маленьких треугольника, 2 красных маленьких треугольника, 2 красных маленьких прямоугольников, 2 синих больших прямоугольников из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения : Педагог выкладывает на доску фигуры: 2 синих маленьких треугольника, 2 красных маленьких треугольника, 2 красных маленьких прямоугольников, 2 синих больших прямоугольника. Затем задает ребенку вопросы:

1) Сколько здесь треугольников, прямоугольников?

2) Сколько фигур синих, красных?

3) Каких фигур больше:

а) красных или прямоугольных;

б) синих или треугольных;

в) красных или треугольных;

г) синих или прямоугольных?»

За каждый правильный ответ на вопросы 1) и 2) дается по 1 баллу, на вопрос 3) за а) – г) – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 6.

Задание «Архитектор»

Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющим желобом из Набора игровых средств № 6.

Процедура проведения : Педагог дает задание ребенку: «Построй дорогу, используя только 6 перекрестков (3 с круглыми и 3 с прямыми пазами, таким образом, чтобы перекрестки образовывали узор «Клевер».

За каждый правильно положенный перекресток начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Пример задания на диагностику творческого мышления и воображения.

Задание «Самая лучшая дорога»

Материалы: набор пластин с фигурными и прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.

Процедура проведения : Педагог дает задание ребенку: «Построй дорогу как можно длиннее, без тупиков, используя пять поворотов».

За каждый ряд, построенный без ошибок начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

«Диагностика моторики и волевых процессов»

1. Диагностика развития мелкой моторики:

Пример задания на диагностику скоординированности движений пальцев.

Задание «Осторожный пешеход»

Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами из Набора игровых средств № 6. Можно использовать построенную в предыдущем задании дорогу или построить новую.

Процедура проведения : педагог дает задание ребенку: Нужно пройти по этой дороге разными способами:

- вести по дороге указательным пальцем правой руки;

- вести по дороге указательным пальцем левой руки;

- вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом «гуськом»;

- одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;

- «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

- идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);

- «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

- «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

- «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;

- «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);

- «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;

- «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди.

За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 12.

Пример задания на диагностику скоординированности движений левой и правой руки.

Задание «Кто там?»

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения : Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5 лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу. За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество – 6 баллов. Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник. За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов – 9.

2. Диагностика зрительно-моторной координации

Пример задания на диагностику зрительно-моторной координации.

Задание «Лабиринт»

Материалы: деревянные пластины «флажки» со штырьками для крепления на доске из Набора игровых средств № 4, фигурка человека со штырьком из Набора игровых средств № 1.

Процедура проведения : С помощью деревянных пластин «флажков» строится лабиринт с одним входом и одним выходом. В зависимости от возраста ребенка строятся различные по сложности лабиринты с разным количеством тупиков и ложных ходов. Ребенок должен провести «пешехода» (фигурку человека, передвигая его только одним пальцем так, чтобы не задеть стенки лабиринта и вывести «пешехода» из лабиринта кратчайшим путем. За каждый правильно пройденный участок лабиринта начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов зависит от числа поворотов, тупиков и ложных ходов данного лабиринта.

Задание «Поле чудес».

Материалы: доска-основа, 18 стержней из Набора игровых средств № 4, кегли и шайбы

На поле расставляются стержни в произвольном порядке в виде лабиринта, ребенок должен провести «кеглю» указательным пальцем так, чтобы не зацепить стержни. Для детей 6-7 лет то же самое задание, но «кегля» ставится на шайбу.

За каждое прохождение одного стержня начисляется 0,5 баллов. Максимальное количество баллов – 9.

3. Диагностика развития произвольности и навыков самоконтроля

Пример задания на диагностику развития произвольности.

Задание «Собери фигуру»

Материалы: 4 маленьких равнобедренных треугольника, 2 больших равнобедренных треугольника, 1 большой квадрат, 8 маленьких прямоугольников, 4 больших прямоугольника разных цветов из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения : Педагог выкладывает на доску большой квадрат. Спрашивает ребенка, как называется данная фигура. После этого просит ребенка собрать такую же фигуру, используя любые другие фигуры кроме квадрата. Для более старших детей можно усложнить задание, попросив составить квадрат из 8 маленьких прямоугольников несколькими разными способами. Если ребенок пытается подобрать фигуры одинаковые по цвету, то следует обратить внимание ребенка на то, что задание направлено на соотнесение формы и размера, но не цвета. За каждую правильно собранную фигуру новым способом начисляется 1 балл.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МОЕ ЛЮБИМОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ» Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет)Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Автор публикации:
Диагностика познавательных процессов детей дошкольного возраста с использованием игрового набора психолога «Приоритет»
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 15:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД