Лучший педагог года

Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста

Наталья Гончаренко
Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста

Цель исходного этапа опытно – поисковой работы - выявить уровень грамматического строя речи детей четвертого года жизни.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Подбор диагностических заданий и внедрение их в практическую деятельность.

2. Организация целенаправленного педагогического наблюдения за детьми.

3. Анализ полученных результатов.

4. Количественная и качественная обработка данных.

Публикация «Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Несмотря на активный процесс естественного развития речи детей четвертого года жизни, желательно включить в работу систематическое обследование речи, цель которого – фиксировать положительные и отрицательные тенденции в речевом развитии каждого ребенка. Обследование проводится два раза в год (начало и конец года) на постепенно усложняющемся материале.

Правильное и эффективное планирование и проведение работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста возможно только тогда, когда педагог:

- хорошо знает возрастные особенности развития речи четвертого года жизни;

- умеет соотнести индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка группы с возрастными особенностями.

Индивидуальные особенности развития речи выявляются при детальном обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года.

В возрасте четвертого года жизни речь ребенка еще агроматична, но имеющееся у него языковое чутье позволяет ему справляться со многими сторонами грамматического строя родного языка.

В исследовании предполагала использовать для диагностики индивидуальную и групповую формы работы с детьми, так как такая организация педагогического процесса наиболее естественна в условиях работы в свободное от образовательной деятельности время.

Для проверки уровня грамматического строя речи с детьми младшего дошкольного возраста используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Большое значение приобретает точная формулировка вопросов.

Методика исследования

Для нашего исследования основополагающими являются следующие положения:

Лингвистические представления о грамматическом строе языка (Е. А. Земская). Словообразование и словоизменение устанавливают нормы изменения слов и способы их соединения. Кроме того, она определяет конструктивные словообразовательные модели языка.

Современные научные данные о процессе развития словообразования и словоизменения в онтогенезе (А. Н. Гвоздев и др.). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемых ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все большие и большие дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером. Ребенок усваивает родной язык как систему.

Методика исследования навыков словоизменения и словообразования рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

Речевой материал подобран с учётом программы детского сада [Л. Н Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др, 2007. – 128 с. ]

Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т. И Гризик, Л. Е. Тимощук [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2004. – 221 с. ].

Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.

Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:

- образовывать существительные множественного числа;

- образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;

- образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

- употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на);

- согласовывать существительные с прилагательными.

Состояние грамматического строя речи

Вид задания Высокий уровень выполнения (кол-во человек, %) Средний уровень выполнения (количество человек, %) Уровень выполнения ниже среднего (кол-во человек, %)

1. Множественное число существительных

2. Употребление имен существ. в родительн. падеже множественного числа

3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных

4. Употребление предлогов

5. Согласование существительных с прилагательными

Задание 1. Один - много

Образовывать существительные множественного числа.

Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки): - один предмет; - много предметов.

Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:

Педагог просит назвать, что здесь нарисовано:

Дерево – деревья, конфета – конфеты шар – шары, стол - столы

Гриб – грибы, машина – машины, цветок – цветы.

Задание 2. Чего не стало?

Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)

(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)

Задание 3. Маленькие предметы

Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.

Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.

Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:

Лопата – лопаточка, цветок – цветочек, ложка – ложечка, ключ – ключик, дом – домик, шапка – шапочка, мяч – мячик.

Задание 4. Бывает – не бывает.

Понимание и употребление предлогов.

Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:

Где летает бабочка?

Бабочка летает … (над цветком).

Где сидит птица?

Птица сидит … (на ветке).

Куда спряталась белка?

Белка спряталась … (в дупло).

Где лежит ежик?

Ежик лежит … (под кустом).

Куда скачет кузнечик?

Кузнечик скачет … (к грибу).

Куда спрятался заяц?

Заяц спрятался … (за пень).

Откуда выглядывает мышонок?

Мышонок выглядывает … (из норки).

С кем в траве прячется жук?

В траве прячется жук … (с божьей коровкой).

Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.

Задание 5. Что какого цвета?

Согласовывать существительные с прилагательными.

Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии.

Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги): белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2005]. [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2007].

Оценка результатов:

3 балла — за точный и правильный ответ;

2 балла — допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи);

1 балла — если не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (форма образована неверно).

Сформированность грамматических конструкций

Высокий уровень - 3 балла

Средний уровень - 2балла

Уровень ниже среднего - 1 балл

Высокий уровень.

Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Понимают и правильно употребляют предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на, согласуют существительные с прилагательными.

Средний уровень.

Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки). Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи).

Уровень ниже среднего.

Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок). Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.

Публикации по теме:

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 января 2014 в 09:43
+64Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД