Дидактическая игра «Мозаика-гусеница»

Мария Сергеевна Русакова
Дидактическая игра «Мозаика-гусеница»

(педагог-психолог ГБОУ СОШ №827 ДО «Березки» Русакова Мария Сергеевна)

Мозаика всегда была хорошим способом развития восприятия, мышления, пространственных представлений. Сами фишки также удобно использовать как сенсорные эталоны цвета и размера. В своей психолого-педагогической практике мы обнаружили и иные возможности, которые таит в себе эта игра. И оказались они достаточно неожиданными: мозаика может стать хорошим способом для подготовки детей к урокам чтения в школе.

Происходит это потому, что мозаика-гусеница решает следующие педагогические задачи:

1) позволяет сформировать у ребенка представления о строке;

2) развивает навык корректного движения по строке: слева направо;

3) учит постепенно двигаться от строчки к строчке, не пропуская и не перепрыгивая через них;

4) стимулирует ребенка проявлять организованность: следить за очередью своего выступления, прислушиваться к ответам других ребят, серьезно относиться к образцу задания;

5) способствует развитию таких свойств внимания, как устойчивость и переключаемость.

Игра «Мозаика-гусеница» проста в использовании, для нее потребуется обычная мозаика, желательно достаточно крупная по размеру. Играть в игру должны 2-3 ребенка, они сидят рядом, а перед ними расположен образец с картинкой.

Взрослый обращает внимание, что перед детьми лежит пластиковое игровое поле, а также бумажная картинка-образец. Важно, чтобы дети запомнили эти слова. Далее взрослый просит детей показать любую строчку на поле: провести по ней пальцем от начала до конца. При необходимости детям помогают. Так формируется представление о строчке.

Следующим шагом дети показывают первую строчку на поле. Под первой понимается самая верхняя строка. Далее дети проводят пальцем по второй и по последней строчке на поле. После их просят показать первую строчку на образце. Это очень важный переход: становится ясным, кто из детей не обратил на образец должного внимания. После того, как на образце тоже будут показаны первая, вторая и последняя строчка, взрослый говорит: «А сейчас мы с вами будем собирать мозаику по строчке слева направо (показывает) и сверху вниз (проводит указкой по нескольким строчкам друг за другом). Получается, что мы как будто вяжем носочек или шарф как бабушка – рядок за рядочком. Это нам с вами очень важно для школы, потому что в школе нужно будет читать и писать тоже по строчке, сверху вниз, начинать с левого края и двигаться к правому. Если мы научимся следить глазками за строчкой, то это потом дастся нам легко».

Потом взрослый предлагает собирать строчки по цветовым кусочкам. Например, первый ребенок выложит синий кусочек строчки, второй – следующий, допустим это будет красный, а третий – например, последующий желтый. Взрослый говорит: «Это похоже на длинную разноцветную гусеницу, которая ползет вперед, кусочек за кусочком, и наконец выползает вся, на целю строчку, и оказывается, что она длинная-предлинная». Чем чаще меняются цвета в строчке, тем сложнее для детей будет и весь узор. Каждый ребенок называет не только цвет своего кусочка, но и количество фишек в нем, например: «У меня три синих фишки». Это не только тренирует навык счета, но и развивает устойчивость внимания при счете, а также является необходимым условием для сборки мозаики. А значит, дети наглядно видят, как математика помогает им в игре, на это тоже желательно обратить их внимание.

Начинать построчную сборку мозаики дети должны с ребенка, сидящего левее всех: нужно объяснить, что в школе многое начинается с левой стороны. Этот момент очень важен: зачастую дети могут определить только право, левая же сторона определяется вторым шагом, методом исключения. Это не правильно: такие долгие алгоритмы непрочны и быстро распадаются на фоне более интенсивной умственной деятельности. Поэтому в подготовительной группе дошкольник должен сразу показывать левую руку.

Далее следует обратить внимание детей, что очередь движется по кругу, чтобы они сами следили за порядком своего выступления. Это развивает общую организованность. Кроме того, чтобы найти свой кусочек, нужно хорошо представлять, что именно ранее было собрано соседом. Соответственно, дети учатся и тому, как быстро переключать внимание.

Когда картина оказывается собрана, детям предлагается полюбоваться результатом своего труда, потрогать ее руками. Подчеркивается, что рисунок очень похож на настоящий (при большом размере фишек имеет смысл предложить детям посмотреть на картину издалека, что это стало возможным благодаря старательности и внимательности ребят.

Наконец, еще одной ценностью этой игры является формирование у детей серьезного и вдумчивого отношения к образцу задания. Часто на первых порах ребята не пытаются понять, какой кусочек они должны выложить, прыгают со строчки на строчку, собирая невероятные сочетания фишек. Данная игра наглядно демонстрирует, что без картинки-образца пользоваться мозаикой невозможно.

Таким образом, мозаика-гусеница оказывается не только привлекательной игрой, но и абсолютно ненавязчивым средством психологической подготовки детей к школе. Наша практика показывает, что знания и умения, полученные детьми в ходе ее неоднократного использования, становятся прочными и легко актуализируются в ходе познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Игра «Помоги утенку»Игра «Помоги утенку» Помоги утенкуАвторы игры Тихомолова Г. Г. и Азизова Н. А. Игра - основной вид деятельности дошкольников. И дети с ДЦП - не исключение. Особый.

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Дидактическая игра «Мозаика-гусеница»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 22:21
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...