Папки-передвижки

Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе

Ольга Сергеевна Чернова
Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе

1. «Воздушные шары»

Д/ з:

Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.

Словарь:

Название шести цветов «спектра»- «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Материалы:

Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками-ниточки, шесть кружков тех же цветов.

Публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе» размещена в разделах

Ход игры:

Воспитатель: «Сегодня, мы с вами будем играть в игру: «Воздушные шары». У вас есть, дети, есть шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Вам нужно привязать шарики к каждой ниточке такого же цвета.» Если дети затрудняются, воспитатель им помогает.

2. «Спрячь мышку»

Цель:

Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.

Материал:

Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы, мягкая игрушка кошка.

Рекомендации к проведению:

Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку».Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей- квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придет кошка и съест мышку.

Когда все дверцы закрыты, приходит кошка- «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы, кошка уходит.

Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их.

3. «Подбери по цвету»

Д/ з:

Закреплять представление о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величин, функционального назначения).

Материал:

Карточка (30х20 см) разделена на шесть клеток (10х10 см) разных цветов, силуэты игрушек - по одному каждого цвета.

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток, и есть игрушки. Посмотрите и скажите, чем они отличаются. (по цвету). А теперь подберите игрушки на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает работу детей, спрашивает почему эта игрушка спряталась (синяя – на синем квадрате, красная – на красном и т. д.)

4. «Подбери чашки к блюдцам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей)

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладет на стол картонные плоские чашки. Ребенку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребенка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

5. «Полянка»

Цели:

Учить группировать предмету по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим «на полянку». Ой, куда мы попали? А как ты догадался? Правильно. В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте «полетаем» со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета. Повторить можно с листочками разного цвета.

6. «Разноцветные комнаты»

Д/ з:

Развивать представление детей об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, синем, зеленом, фиолетовом.

(Ход игры тот же, как в игре №3, только вместо игрушек геометрические фигуры).

7. Лото «Цвет»

Д/ з:

Развивать представление детей об основных цветах спектра, учить подбирать предметы по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

8. Дидактическая игра «Окраска воды»

Д/ з:

Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте.

Словарь:

«светлый», «темный», «светлее», «темнее»

Материал:

2 банки с водой, красная гуашь, по две банки с водой, наполненные до половины на ребенка.

Ход игры:

Воспитатель: Мы сегодня будем красить воду, у нас с вами получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы сделаем ее цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру краску на кисть, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке, у меня получилась светло-красная водичка, а в другую баночку положу краски побольше, видите получилась тоже красная вода только темная. Тоже выполняют дети, называя, какая из них светлее, какая темнее.

9. «Какие бывают фигуры» №1

Д/ з:

Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Материал:

Кукла, крупные квадраты и круги, круги и квадраты разных цветов – по три фигуры каждой формы (в конвертах)

Ход игры:

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Катя, и она нам, что-то принесла, давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. Оказывается она нам принесла разные фигуры. Вот это круг, я обведу его пальцем, а теперь дети покажут кукле Кате, как надо обводить пальчиком круг, давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе кружок. Аналогично с квадратом.

10. «Какие бывают фигуры» №2

Д/ з:

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал:

Крупные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, по две фигуры каждой формы меньшего размера для детей.

Ход занятия:

Аналогично как в игре №9.

11. «Назови геометрическую фигуру»

Д/ з:

Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал:

Таблицы с геометрическими фигурами, на каждой таблице, контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. В конвертах.

Ход игры:

Воспитатель, достает таблицы из конвертов и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, обвести контуры фигур, назвать их.

12. «Подбери фигуру»

Д/ з:

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков: цвета, величины.

Материал:

Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм.

Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур – по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры:

Воспитатель: предлагает вспомнить детям названия разных форм (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); «Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет, обращать не надо. Перед собой положите карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше.» (Дети, которые разложили неправильно, воспитатель предлагает обвести контуры пальцем, найти и исправить ошибку.)

13. «Найди предмет такой же формы»

Д/ з:

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал:

Геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) по три-четыре предмета каждой их этих форм.

Ход игры:

На одном столе разложены геометрические фигуры, на другом предметы. Воспитатель рассказывает правила игры : «Мы будем играть так, тот кого я назову, подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребенок, которого он выберет. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Предмет перекладывается с формой, на которую он похож. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобранны к образцам».

14. «Кому какая форма» №1

Д/ з:

Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Материал:

Матрешка, мишка, кукла. Раздаточный: по три квадрата, прямоугольника, треугольника разных цветов и размеров, три подносика на каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель: «Давайте вспомним, как называются эти фигуры, (показывает детям поочередно квадрат, треугольник, прямоугольник). Найди у себя по одной такой же фигуре и обведи ее пальцем. А теперь каждый положит на поднос три фигуры одинаковой формы, кто какой хочет для матрешки, а для мишки другой формы, а для куклы оставшиеся.» Вопросы к детям: Какие фигуры ты положил матрешке, какие мишке, кукле.

15. «Разноцветные кружки»

Д/ з:

Закреплять понятия о величине

Материал:

Кружки, квадраты, прямоугольники разного размера и разного цвета.

Ход игры:

Предложи положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.

Осязание.

16. «Лягушки»

Д/ з:

Развивать речевой слух.

Дети встают в круг, затем воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква».

Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящий по кругу, произносит: «Ква-ква-ква». Ребенок стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.

17. «Стирка белья»

Д/ з:Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности этого предмета.

Материал:

Таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, веревка для просушки белья и прищепки.

Ход игры:

Перед стиркой спросить детей какое сейчас белье мокрое или сухое. Во время стирки, положив одежду в таз, снова спрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорить с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т. д.)

18. «Моем посуду»

Д/ з:

Работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильное ощущение, то есть развивать осязательное восприятие.

Демонстративный материал:

Тазы с холодной и теплой водой, наборы игрушечной посуды.

Раздаточный материал:

Несколько предметов из кукольной посуды на каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель заранее готовит два таза с водой (в одном теплая вода для мытья посуды, в другом – холодная для ополаскивания). Предложить детям помочь куклам мыть и ополаскивать посуду, а затем класть ее на сушилку. Обязательно дать возможность каждому ребенку, какой водой он моет, а какой ополаскивает посуду.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по сенсорике во 2 младшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРИКЕ. МЛАДШАЯ ГРУППА. СЕНТЯБРЬ 1. «СПРЯЧЬ МЫШКУ» Ознакомление детей с шестью цветами спектра.

Рекомендации для родителей при обучении детей раскладыванию предметов на две группы по цвету Это задание можно давать ребенку после 2 лет. Взрослый обращает внимание на цветовые свойства игрушек, учит понимать слова: такой, не такой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе
Опубликовано: 25 января 2015 в 13:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД