Получи документы

Дидактические игры для детей по сюжетам сказок. В помощь воспитателям и родителям

Елена Лукина
Дидактические игры для детей по сюжетам сказок. В помощь воспитателям и родителям

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 15 «СОЛНЫШКО»

Дидактические игры для детей

по сюжетам сказок.

(в помощь воспитателям и родителям)

Разработала:

воспитатель

Лукина Елена Васильевна

Городской округ город Бор

2018

Наш детский сад в соответствие с ФГОС воспитание и развитие детей осуществляет по образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикация «Дидактические игры для детей по сюжетам сказок, В помощь воспитателям и родителям» размещена в разделах

Работая над проблемой «Роль сказки в речевом развитии детей», из раздела «Развитие речи» в средней группе (4-5 лет) мы выделили следующие задачи.

Формирование словаря.

Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Грамматический строй речи.

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении. Правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных. Употреблять эти существительные в именительном, винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.

Поощрять словотворчество. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

Совершенствовать диалогическую речь детей: участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину. Упражнять детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок.

Исходя из этих задач, нами были разработаны специальные игры, которые помогу детям лучше познакомиться со сказками и развить речь.

Дидактические игры по сюжетам сказок.

Уважаемые взрослые! Найдите время поиграть с детьми в эти игры. Тогда у нас появится больше шансов для того, чтобы дети полюбили сказки,знали их, а в дальнейшем сами читали.

Игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря – сказочные предметы или герои, развитие логического мышления.

Содержание: Взрослый прячет сказочный предмет или картинку и изображением сказочного героя, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Какой герой сказки исчез? Какой сказочный предмет исчез?» правильно воспроизвести его название.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование. Набор иллюстраций к сказкам.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «жёлтый». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее героя или предмет, обладающий этим признаком (колобок, и возвращает мяч взрослому.

Аналогично:

вкусные – пирожки; колючий – еж; толстый Вини Пух; круглый (колобок); злой – волк.

Дорисовывание недостающих частей предметов,

их называние

Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных, частей одежды.

Оборудование: изображения сказочных предметов, сказочных героев (животных, одежды) с недостающей деталью (частью тела, цветные карандаши.

Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй».

Игра «Узнай сказочных героев»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Оборудование: иллюстрации к сказкам и предметные картинки

Содержание: Ребенок находит соответствующую картинку, обратной стороной к детям: «Сказочные предметы вам покажу. Сказочных героев назвать попрошу».

Сказочные предметы:

ступа, избушка на курьих ножках (Баба яга)

яблоня, печка, речка, гуси-лебеди (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

рыба, сани, прорубь, тесто (лиса и волк)

дом из соломы, дом из веток, кирпичный дом (три поросёнка)

Игра «Из какой сказки эти сказочные герои»

Петух, осёл, кот, собака, Трубадур, принцесса, король

«Бременские музыканты»

Медвежонок, поросёнок, сова, ослик

«Винни Пух и все-все-все»

Бабушка, дедушка и домашняя птица

«Курочка ряба»

Бабушка, дедушка, мучное изделие, заяц, волк, медведь, лиса

«Колобок»

Бабушка, мама, девочка, волк, дровосеки

«Красная Шапочка»

Кот, сын мельника, король. Принцесса, людоед

«Кот в сапогах»

«Мяч бросай и сказочных героев называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления имён сказочных героев.

Ход игры. Взрослый и дети бросают по очереди друг другу мяч, называя сказочных героев.

Игра «Мяч лови, да поскорей назови язык зверей».

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры. Взрослый поочередно бросает мяч детям, называя сказочных животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья. Мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

«Кто где живет?»

Цель: закрепление знаний детей о жилищах сказочных животных. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.

Где жили три медведя?

Где жил и Незнайка и его друзья?

Где живёт Снежная королева?

Где жил папа Карло?

Игра «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово например, изба, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (избушка).

Слова:

ключ – ключик

Таракан – таранчик

Маша – Машенька

поросёнок – поросёночек

коса — косичка,

вода — водичка

мыло — мыльце

башня – башенка

яблоня - яблонька

и т. д.

Игра с мячом

«Кто летает, кто плывет,

кто ползет, а кто идет».

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

«Какие сказочные предметы, герои летают?»

(ковёр – самолёт, ступа Бабы Яги, гуси – лебеди, муха Цокотуха и т. д.)

«Какие сказочные предметы, герои плавают?»

(кит, акула, царевна Лебедь и т. д.)

«Какие сказочные предметы, герои прыгают?»

(кузнечик, лягушки, жабы, зайцы и т. д.)

Игра с мячом

«Лови да бросай — цвета называй».

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное

(сказочные предметы, герои сказок, подходящее к данному прилагательному.

• оранжевый - апельсин, морковь;

• желтый - цыпленок, солнце, репа;

• зеленый - огурец, трава, лес;

• голубой - небо, лед, незабудки, шляпа у Незнайки;

• синий - колокольчик, море;

• румяный – щёки, яблоки

Игра «Распознаем мы сейчас, что (кто) же

лишнее (-ий, -яя) у нас».

Цель: развивать способность к к анализу и синтезу.

Ход игры. Взрослый, называет четыре слова (сказочный предмет, сказочный герой) и просит определить, какое слово лишнее.

Варианты:

Яблоня, речка, печка, берлога

Дед, баба, курочка Ряба, внучка

Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, Пятачок и т,д.

Игра с мячом

«Мы — волшебники немного:

был один, а станет много».

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные (сказочные предметы, сказочных героев) в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Слова:

дворец – дворцы

терем –.

медведь - …

ковёр – самолёт - …

цыпленок — …

тигренок — …

слоненок — …

пенёк - …и т. д.

Игра с мячом

«Мы, конечно, не забыли,

кем еще вчера вы были».

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Взрослый называет сказочный предмет или животное, а ребенок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект.

Слова:

цыпленок — яйцом

лошадь — жеребенком

корова — теленком

яблоня — семечком

лягушка — головастиком

бабочка — гусеницей

медведь – медвежонком

волк – волчонком и т. д.

Игра «Потому что»

Цель: активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

Волк съел Красную Шапочку, потому что…

Наа-Наф стал строить себе дом, потому что…

Маша напекла пирогов и положила из в короб медведю, потому что…

Федора заплакала, потому что

Дед и баба заплакали, потому что…

И т. д.

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения

Игровой материал: серии сюжетных картинок по сказкам.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: обогащать словарь словами -антонимами

Игра «Мир не плох и не хорош —

объясню, и ты поймешь».

Цель: знакомство детей с противоречиями сказочного мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры.

Ведущий задает тему обсуждения. Дети рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо.

Ситуации:

Лиса съела колобка

Ниф-ниф и Нуф-нуф не хотели строить себе дома

Федора не мыла посуду

Курочка снесла простое яичко

Снегурочка растаяла

Ответы детей:

Плохо, что лиса съела колобка и т. д.

ВСЕМ УДАЧИ!

Публикации по теме:

Рекомендации в период адаптации воспитателям ДОУ и родителям воспитанников «Детский сад детям рад» «Детский сад детям рад!» (рекомендации в период адаптации воспитателям ДОУ и родителям воспитанников, описание ежедневного пребывания ребенка.

Дидактические игры для детей Детство должно быть прожито в играх, с лёгким отношением к собственным и чужим ошибкам. Научиться быть счастливым – такова основная цель.

Игры и упражнения для гармонизации эмоционального состояния детей в помощь педагогу "Задуй свечу" Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя.

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе «Путешествие по сюжетам любимых сказок»Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе «Путешествие по сюжетам любимых сказок» Непосредственно-образовательная деятельность во 2 младшей группе «Путешествие по сюжетам любимых сказок» Образовательная область «Развитие.

«Дружная семейка». Нетрадиционные техники рисования в помощь родителям для всестороннего развития дошкольников«Дружная семейка». Нетрадиционные техники рисования в помощь родителям для всестороннего развития дошкольников Доклад на тему: «Нетрадиционные техники рисования в помощь родителям для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Подготовила:.

В помощь воспитателям ДОУ «Правила дорожного движения необходимо знать каждому ребенку» ЭТИ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РЕБЁНКУ «Юный пешеход» 1. На какие части делится улица? Проезжая часть, тротуары.

Рекомендации родителям и воспитателям по снижению агрессивности у детей Рекомендации родителям и воспитателям по снижению агрессивности у детей. Проблема обучения и воспитания- одна из самых важных, стоящая перед.

Рекомендации родителям или воспитателям по руководству развития познавательной сферы дошкольника (с обоснованием) Рекомендации 1. 1. Учите ребенка: Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия. Описывать.

Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада I.ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тесного взаимодействия.

В помощь воспитателям ДОУ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?» • Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для детей по сюжетам сказок. В помощь воспитателям и родителям
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 12:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД