Папки-передвижки

Цветотерапия. Дидактические игры по развитию цветовосприятия и цветоощущения

анастасия малыгина
Цветотерапия. Дидактические игры по развитию цветовосприятия и цветоощущения

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся моя работа, особенно в младшем и среднем возрасте, строится на основе игры. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал.

Публикация «Цветотерапия, Дидактические игры по развитию цветовосприятия и цветоощущения» размещена в разделах

Сегодня я расскажу об использовании дидактических игр и пособий в своей работе.

Очень важно правильно подойти к подбору материала. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинаю эту работу уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней группе.

Исходя из этого, сформулировала следующие задачи:

обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;

повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;

формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.

Все эти задачи направлены на обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей.

Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения. Поэтому стараюсь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следую пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаю теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущает на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение еще и с помощью цвета.

Например, в спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-голубой цвет; в комнате отдыха – зеленые цвета на фоне светло-желтых стен; в группе нежный персиковый цвет вуали на окнах создает атмосферу уюта и тепла; в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего некоторые дидактические пособия вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.

^ «ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

^ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

^ «ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить крышками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактический столик ^ «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т. е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.

Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».

Вертушка ^ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т. д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или особытии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя», «Портрет осени», «Мое настроение» и т. п.

^ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». С этого года ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

^ «КОВРИК НАСТРОЕНИЙ».

Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

С середины года мы будем рисовать свое настроение. Ежедневно в конце дня (1 неделя в месяц) будут распускаться «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки, а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым.

Таким же ярким и красочным я попытаюсь сделать участок нашей группы. Родители оказали огромную помощь в оформлении участка. Почему я уделяю такое большое внимание цветам радуги? Потому что здоровый организм имеет в балансе 7 цветов спектра. Правильно воздействуя этими цветами на организм ребенка, мы можем корректировать его эмоциональное состояние.

Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!» Конечно, педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии, чтобы использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. И обязательно знакомить с основами цветотерапии родителей.

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном.

Дидактические игры для проведения НОД по художественно-эстетическому развитию «Наряд для куклы» Цель: Научить использовать выразительные средства, применяемые в дымковской росписи. Ход игры: В игре может принять участие.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Дидактические игры по развитию речи Уважаемые родители! Я предлагаю Вам дидактические игры, которые помогут обогатить словарный запас ребёнка, расширить знания, кругозор,устранить.

Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возрастаДидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Третьякова Светлана Николаевна Хочу поделиться играми,.

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря. Сборник предназначен.

Дидактические игры по речевому и социально-эмоциональному развитию Дидактические игры по речевому развитию 1- Игра «Волшебный молоточек» Цель: учить детей делить слова на слоги; произносить каждую часть.

Дидактические игры по сенсорному развитию дошкольников своими рукамиДидактические игры по сенсорному развитию дошкольников своими руками Моя тема по самообразованию «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Хочу предложить вашему вниманию несколько дидактических.

Дидактические игры по сенсорному развитию своими рукамиДидактические игры по сенсорному развитию своими руками Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего возраста. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст.

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки»Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки» Цель игры:Развитие мелкой моторики пальцев, закрепление основных цветов (красный,желтый, синий, эеленный).Развиваем внимание,воображение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цветотерапия. Дидактические игры по развитию цветовосприятия и цветоощущения
Опубликовано: 31 августа 2016 в 18:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД