Получи документы

Дидактические игры «Работа над предложением. Сложные предложения»

Елена Шарапова
Дидактические игры «Работа над предложением. Сложные предложения»

Дидактические игры

1. «А что у нас?» (Союз а.) У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах, а дети — на санках. Конфета сладкая, а лимон кислый. Помидоры красные, а огурцы зелёные.

(Детям предлагают сравнить предметы по вкусу, по цвету, сравнить материалы, из которого сделаны предметы; сравнить размеры: полотенце широкое, а лента узкая и др.)

2. «Объединим». (Союз и.)Обучающий произносит два простых предложения :

—Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе?

Публикация «Дидактические игры „Работа над предложением, Сложные предложения“» размещена в разделах

—Девочка играла в мяч, и он закатился под стол.

—Я погладила кошку, и она замурлыкала.

—Мама позвонила, и я разговаривал с ней по телефону.

3. «Почему?» (Союз потому что.)

—Почему осенью падают листья с деревьев?

—Потому что солнце мало греет, становится холодно.

—Почему нельзя дразнить собаку?

(На все вопросы отвечать следует полным ответом, с союзом потому что.)

4. «Как сказать иначе?» Шёл дождь, и я взял зонт. — Я взял зонт, потому что шёл дождь. Я захотел есть и стал накрывать на стол. — Я стал накрывать на стол, потому что захотел есть.

5. «Почему нельзя так делать?» Нельзя переходить дорогу на красный свет, потому что можно попасть под машину. Вопросы: Почему нельзя есть снег? Почему нельзя грубить старшим? Почему нельзя громко разговаривать?

6. «Исправь ошибку».

— Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Выпало много снега, потому что дети пошли кататься на санках.

7. «Почему он это сделал?»

—Перед обедом Вова помыл руки. Почему?

—Потому что перед едой надо всегда мыть руки.

—Катя убрала игрушки после игры. Почему?

—Потому что любит порядок.

—Дети разговаривают шёпотом. Почем?

—Потому что кто-то болен или спит.

8. «Хочу, чтобы.» (Союз чтобы.)

Хочу, чтобы Саша поиграл со мной. Хочу, чтобы мама была всегда весёлая. Хочу, чтобы мне купили куклу Барби.

9. «Что тебе сказали?» ( Союзы: чтобы, что; умение передать чужую речь с этими союзами.)

—Таня сказала, чтобы я дала ей посмотреть картинку.

—Мама сказала, что завтра мы пойдём в цирк.

10.«Если бы я был волшебником.». (Союз если, если бы; сослагательное наклонение.)

—Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

—Если бы я был волшебником, то я бы полетел на ковре-самолёте. (Все ответы начинаются с союза если.)

11. «А что, если бы.»

—А что, если бы повар не приготовил обед?

—А что, если бы не было ни одной школы?

—А что, если бы не было деревьев?

12. «Что надо сделать?» (Союз чтобы.)

Детям показывают на картинке сломанный стул, непричёсанную куклу и др. —Чтобы садиться на такой стул, его надо отремонтировать.

—Чтобы отремонтировать стул, нужны молоток и гвозди или клей.

—Чтобы играть с этой куклой, её надо привести в порядок.

—Чтобы кукла была красивой, её надо умыть, причесать и т. д.

13. «Письма от Петрушки». (Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам.)

Ребёнок-почтальон раздаёт детям конверты с картинками от Петрушки. Дети по очереди вскрывают конверты и «читают письма». Обучающий должен помочь ребятам отвечать на наводящие вопросы сложными предложениями.

14. «Придумай начало и конец». (Составить рассказ по сюжетной картинке, придумать начало и конец.)

Образец рассказа: «Однажды в ясный солнечный день курочка встретила утку. Она пригласила её к себе в гости. Дома она предложила гостье стул, потом накрыла на стол: постелила скатерть, поставила горшок каши, положила ложки». (Это начало рассказа.)

Хорошо бы заранее отработать слова : предложила стул вместо. сказала: «Садись на стул»; вместо. сказала: «Пойдём ко мне в гости» — пригласила; вместо. сказала: «Спасибо» — поблагодарила; вместо. сказала: «До свидания» — попрощалась. (Это середина.)

Уточка поблагодарила курочку за вкусный обед, пригласила её к себе в гости и попрощалась. (Это конец рассказа.)

15. «Чем закончилась сказка?»

Сказка рассказывается не полностью. Конец к ней придумывают дети.

16. «Составь рассказ». Составление сообщений на темы.

а) Как я провёл выходной день.

б) Прогулка в парке, в лесу.

в) Мой двор, квартира, дом.

г) Моя семья.

д) Мои любимые друзья, игры, игрушки.

е) Что мне больше всего запомнилось в цирке, в зоопарке.

17. «Все картинки — в один рассказ».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Примерные темы на выбор.

а) Новогоднее путешествие Деда Мороза.

б) Собака.

в) Почтальон (и другие профессии).

г) Животные и птицы.

д) Экскурсия по городу, в магазин и т. д.

При отсутствии картинок можно помочь ребёнку составлять эти рассказы самостоятельно, напоминая ему о том, что он видел или слышал когда-то. Например, напомнить о случае, когда принесли телеграмму. Кто принёс? Что мы узнали из телеграммы? А что бы было, если бы мы не знали об этом?.

Упражнения в игровой форме способствуют накоплению речевого опыта, учат детей понимать и правильно употреблять в речи различные грамматические формы слов и строить синтаксические конструкции — предложения определённой сложности.

Связный рассказ отражает уровень умственного развития ребё нка: насколько у него сформированы восприятие, мышление, внимание, память, воображение. Вместе с тем это показывает уровень владения словарным богатством языка, его грамматическим строем.

Развитие грамотной связной речи неотделимо и от воспитания её звуковой культуры. Умение ребёнка составлять рассказы о предметах и явлениях с использованием правильного произношения и разных средств выразительности, с учётом выполнения всех других речевых задач в их взаимодействии — основа полноценной речевой подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

1. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний существительных винительного падежа).

Рыбак поймал (рыбу).

Портниха шьет (платье).

Повар варит (суп).

Хозяйка кормит (гуся).

Мама стирает (платок).

Собака догоняет (мальчика).

Бабушка покупает (хлеб).

2. Задание «Составь предложения» (дифференциация окончаний

существительных винительного падежа).

Поезд, в, мальчик, сел.

Идут, цирк, в, ребята.

Земля, смочил, дождь.

Трава, роса, покрывала.

Карасик, поймала, щука.

Дерево, ветер, сломал.

3. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний существительных родительного падежа).

Эта собака больше (кошки).

Кошка сильнее (мышки).

Брат выше (сестры).

Я прошел мимо (магазина).

Я иду вдоль (реки).

Я дошел до (моста).

Нужно купить на рынке (сыра).

Это ветка (ели).

У дедушки нет (зонта).

У Кати нет (собаки).

4. Игра «Собери пары». К картинкам из первого столбика подберите

нужные картинки из второго столбика отвечая на вопрос: «Кто у кого?»

(дифференциация окончаний существительных родительного падежа).

теленок кошка

жеребенок медведица

поросенок собака

цыпленок свинья

щенок курица

медвежонок овца

котенок корова

ягненок лошадь

5. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний имен существительных дательного падежа).

Врач прописал (дедушке) лекарство.

Налей (собаке) воды.

Позвони по (телефону).

Семья приехала к (морю).

Хозяйка дает морковку (кролику).

Мама читает сказку (сыну).

6. Игра «Собери пары». К картинкам из первого столбика подберите

картинки из второго столбика, отвечая на вопрос: «Кому что нужно для работы (дифференциация окончаний имен существительных дательного падежа).

каменщик ножницы

парикмахер градусник

учительница мастерок

врач указка

продавец весы

7. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний имен существительных предложного падежа).

Дети едут в (автобусе).

Корабли стоят в (порту).

Вещи висят в (шкафу).

Девочки гуляют в (парке).

Малыш мечтает о (собаке).

8. Игра «Собери пары». К картинкам из первого столбика подберите

нужные картинки и второго столбика, отвечая на вопрос: «Что чем выполняют» (дифференциация окончаний имен существительных творительного падежа).

письмо молоток

гвоздь топор

платье ложка

дерево ручка

тарелка игла

9. Задание «Составь предложение» (дифференциация окончаний имен

существительных творительного падежа).

Река, над, белеет, туман.

Под, еж, нашли, дети, елка.

Мост, под, речка, течет.

Лампа, стол, висит, над.

Вода, над, кружит, чайка.

Тема: Овощи. Числительные «Один», «Одна».

Игра «Исправь ошибки гнома»

На грядке растет один луковица, одна баклажан

один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня.

На блюде лежит одна апельсин и одна лимон.

В магазине продается одна арбуз и один тыква.

Тема: Именительный падеж

множественного числа существительных.

Игра «Доскажи предложение».

На заборе сидит и кукарекает …

В деревне по утрам голосисто поют ….

У Тани на голове белая ….

В магазине продают детские летние ….

На листке сидят … .

Во всех углах плетут паутину ….

В вазе на столе стоит ….

На лугу расцвели алые … .

На лугу пасутся … .

В нашем доме большие светлые … .

На центральной улице многоэтажные … .

Тема: Винительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Путаница»

Чашка моет Катю.

Зайка лепит Витю.

Чашка роняет Петю.

Заяц ловит лису.

Рыба ловит рыбака.

Рыба ловит старика.

Пряжа прядет старуху.

Рыбка позвала старика.

Старик бранил старуху.

Бабочка рисует девочку.

Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений

с существительными в винительном падеже

единственного числа.

Старик ловил неводом …. Старуха пряла свою …. Раз старик закинул в море свою …. Стал он кликать …

Тема: Родительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Составь предложения»

Лена, не бояться, гроза. Рабочие, выполнять, работа. Алеша никогда не видеть слона. В лесу расти гриб. Мы набрать много спелая малина. Наташа взять кусочек сахара. У стол одна ножка. Миша выпить стакан кисель.

Игра «Закончи предложения»

Поздней осенью на деревьях нет … листья. В зале нет … стулья. В поле нет … люди. В книжке нет … картинки. Не слышны голоса … птицы. На болоте много … комары. В нашем лесу нет … змеи. В дальней лесу много … ужи. У птиц нет. зубы. В пустыне нет … лес. В нашей реке нет … кувшинка.

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов-антонимов по образцу.

Налить воду в стакан – вылить воду из стакана.

Войти в комнату –

Открыть дверь –

Принести игрушку –

Подойти к столу –

Приехать в гости –

Прилететь в порт –

Подъехать к воротам -.

Игра «Потерялись слова».

1. Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (выходит) из дома. Ваня (обходит) дом.

2. Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки.

3. Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку.

4. Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ваня поливает клумбу.

5. Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) по дороге между домами.

Тема: Предлог «На».

Игра «Составь предложение».

Сели, озеро, утки. Огурцы, зреют, на, грядка. Лужи, на, дороге, большие. На, висят, ветках, яблоки. Посадили, на картошку, огороде. Созрела, на, клюква, болоте. Рыба, на приманку, клюет. На, висит, картина, стене. Березе, красивые, на, сережки. Охотились, на, уток, диких, охотники. Не рисуй, обложке, на.

Игра «Вставь предлог»

Дети катались … лодке. … берегу росла сосна. Аисты построили гнездо … крыше. … вышке стоял часовой. … болоте созрела клюква. Портрет висел … стене. Куры сели … насест. …. севере ездят … оленях. Саша играет … балалайке.

Тема: Предлог «В».

Игра «Составь предложение».

Спала, в, белка, дупле. В, шумели, березы, роще. Машины поле, в загудели. Ежика кустах в мальчики нашли. Люди жили в первобытные пещерах. Чистом классе работать в приятно. Журчал в чистый овраге ручеек.

Игра «Вставь предлог»

Волк живет … логове. … лесной чаще расцвели ландыши. … пищали птенцы. Машин пап работает … пекарне. Форель водится … горных реках. Орлы живут … горах. Щенок тащил палку … зубах. … синем небе звезды блещут, … синем море волны плещут. Высоко … горах лежит снег. … тишине трещали кузнечики.

Тема: Предлоги «С (СО)».

Игра «Вставь предлог»

У меня сестренок семь.

У меня сестренок семь.

Помогать я буду всем.

… Олей сеять,

… пашей жать.

… Дашей куклу наряжать.

… Леной стряпать.

… Нюрой шить,

… Шурой сено ворошить.

Песни петь … Марусенькой.

Самою малюсенькой.

***

Посуду убрали … стола.

Сотри пыль … книг.

Лена … Светой – подруги.

Ложка упала … стола.

Маша любит клубнику … сливками.

Мама любит клубнику … молоком.

Лена пойдет … мной гулять.

Ребята пошили купаться и взяли … собой собаку.

Жеребенок … испугом прижимался к матери.

Тема: Предлоги «ЗА, ИЗ-ЗА».

Игра «Составь предложение».

Солнышко выглянуть из-за туч. Кусты из-за выскочить заяц. Гости встать из-за стол. Из-за поворот выехать машина. Из-за леса, из-за гор ехать дедушка Егор.

Игра «Вставь предлог»

Пошла. ягодами. Пошел … орехами. Пошли … грибами. Наблюдал … муравьями. Следил … работой. Получил … работу. Выполнил … полчаса. Сидел … столом. Скрылось … горизонтом.

Ребята не пошли в поход … плохой погоды.. леса показалось солнце. Лена не пошла в театр … болезни. … холодного ветра нельзя было продолжать путешествие. Маленькая обезьянка выглядывала …. Плеча дрессировщика.

Тема : Осень. Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.

Работа над деформированным текстом по картине:

Стоит последние теплые дни осени. С кленов, лип, дубов, берез падает на землю желтые листья. Таня и Петя гуляет в осеннем саду. Птицы уже не поет. Они улетает на юг. Таня поднимают с земли опавшие листья. Они хотят сделать красивый букет для мамы.

Тема : Глаголы прошедшего времени.

Игра «Исправь ошибки гнома»

Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай, пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин, за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

Тема: Винительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Найди ошибки в рассказе»

Ежик.

Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки. Гриша нашел ежик. Гриша принес ежик домой. В доме были мыши. Ежик ловли мыши.

Рассказ «Зоопарк».

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра. Забавные обезьяны. Слон обливаля холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешные рожицы.

Игра «Исправь предложение»

Мама купила кастрюля. Коля видел жаба. Жаба ловил комар. Ласточки едят мошки. Столяр сделал табуретка. Таня связала кофта. Витали смастерил лодочка. Ястреб унес цыпленок. Саша забросил удочка.

Игра «составь предложения»

Сестра, сварить, варенье. Капитан, подавать, команда. Матросы, мыть, палуба. Брат, встречать, сестра. Дождь, смочить, земля. Маша и Лена видеть, радуга. Трава, роса, покрывать. Дерево, сломать, ветер. Карасик, поймать, щука. Электричка, ждать, пассажиры.

Тема: Родительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений с существительными в родительном падеже единственного числа.

Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан). Таня подняла лист (клен). Ваня увидел лист (береза). На поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали сухие листья (тополь). На траве лежали желуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки (сосна, ель).

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Исправь ошибку».

Дети наливают цветы на клумбе.

Мама поливает суп в тарелку.

Ваня заливает воду из лейки.

Повар выливает запеканку подливой.

Таня обливает воду в стакан

Тема: Дательный падеж существительных.

Игра «Составь предложение».

Подарить дедушка шарф. Купить мама цветы. Дать товарищ книга. Дать собака еда. Дать кошка молоко. Расчесать сестренка волосы. Заплести подруга косы. Смастерить птицы скворечник. Поменять рыбы вода. Накрошить цыплята яйцо.

Игра «Закончи предложение»

Расскажи … (сказка, сестренка).

Дай. (морковка, кролик).

Прочитай … (книга, Витя).

Отдай … (книга, Дима).

Дай … (лекарство, дедушка).

Налей … (вода, собака).

Нарисуй … (картинка, сестра).

Спой … (Мишутка, песенка).

Позвони … (тетя, Вера).

Отнеси … (трава, коза).

Принеси … (полотенце, брат).

Сделай … (клетка, кролики).

Помоги … (Наталья Сергеевна).

Помогай … (мама и папа).

Тема: Творительный падеж».

Игра «Закончи предложение».

Траву косят …. Суп едят …. Котлеты едят …. Лук режут …. Суп мешают …. Траву косят … гвозди вытаскивают …. Огонь заливают …. Тесто месят …. Машинист управляет …. Пилот управляет ….

Игра «Составь предложение»

Дорожки посыпать снег. Улица освещать фонарь. Крыша крыть железо. Волосы мыть шампунь. Трава сгребать грабли. Трава косить косилка. Пруд затянуть тонкий лед. Руки мыть туалетное мыло. Кусты подрезать садовые ножницы. Дорожки посыпать песок. Елку наряжать елочные игрушки.

Тема: Предлоги «под, из-под».

Игра «Составь предложение».

Под срубили елку корень. Маленький пробивался из-под росток земли. Щука большая ушла под воду. Платье виднелось из-под пальто. Выползла из-под пня змея. Мы грибы под сухими листьями нашли. Под было яблоней много яблок.

курица под неслась крыльцом.

Игра «Вставь предлог»

Большой белый гриб вырос … ель. … снега пробивались первые подснежники. Метро строят … землей. … стола выскочил маленький котенок. Подземные реки текут … землей. Котенок выполз … шляпы. Большая собака выскочила … подворотни. … кронами деревьев было прохладно. Во время грозы не стой… деревьями.

Тема: Предлоги «над, под».

Игра «Составь предложение».

Солнышко выглянуть из-за туч. Кусты из-за выскочить заяц. Гости встать из-за стол. Из-за поворот выехать машина. Из-за леса, из-за гор ехать дедушка Егор.

Игра «Вставь предлог»

Крот прорыл ход … землей. … рекой поднимался густой туман. … ногами шуршала трава. Дрова убрали … навес. Крот живет … землей. Собака спала … столом. Ласточка свила гнездо … крышей. … озером резвились стрекозы. Серый волк … горой не пускает нас домой. Самолет летел … лесом. … нами кружились бабочки.

Публикации по теме:

Дидактические игры в ДОУДидактические игры в ДОУ Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. В работе ДОУ дидактические игры занимают важное место. Дидактическая.

Дидактические игрыДидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по ПДДДидактические игры по ПДД «Распредели знаки по группам» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о дорожных знаках. Учить группировать их по группам. (предупреждающие.

Дидактические игры при работе над предложением Дидактические игры и упражнения при работе над предложением. Дидактическое упражнение «Составь предложение» Цель: продолжать учить детей.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппаратаИгры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Игры с липучками Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Представляю коррекционно-развивающие игры на липучках, которые.

Конспект занятия «Ознакомление с предложением» (старшая группа) Возраст: старшая группа. Цель: формировать представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи. Задачи: 1. Дать.

Положение о смотре-конкурсе «Ох уж, эти сложные — знаки дорожные» в первой младшей группе Положение о смотре – конкурсе «Ох уж, эти сложные, знаки дорожные!» конкурс проводится в рамках реализации проекта «Детства безопасные шаги».

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры «Работа над предложением. Сложные предложения»
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 16:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД