Дидактические игры «Волшебные превращения слов»

Татьяна Дедловская
Дидактические игры «Волшебные превращения слов»

Игра с мячом «Волшебное превращение слова»

Эта игра доступна детям 4-7 лет. Ее можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков.

В игре, помимо работы над звукопроизношение, происходит:

закрепление обобщающих понятий;

активное расширение словаря;

активизация уже имеющегося словаря;

формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения;

пропедевтическая работа над орфографическими правилами (безударные гласные, оглушение согласных и т. д.).

Кроме того, играя с мячом, дети находят выход своей мышечной энергии, развивают быстроту реакции, ловкость.

Для закрепления слов, с которыми дети знакомятся в процессе игры, целесообразно использовать демонстрационный материал.

Описание игры

Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать - в соответствии с заданием - слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.

Примечания.

В игре детям дается возможность поэкспериментировать, поиграть со

словом, окунуться в языковые процессы на практике.

У детей могут возникнуть затруднения при подборе слов, поэтому педагог

должен предварить работу вступлением (это может быть стихотворение, беседа и т. д.)

Проводя игру необязательно давать весь список слов с каким-то звуком на

одном занятии (материал можно разделить на несколько занятий). Кроме того, следует делать выборку с учетом возрастных и речевых особенностей детей.

Ни в коем случае не следует употреблять в работе с детьми термины

уменьшительно-ласкательные формы слов», «сравнительная степень» и т. д. (вместо них нужно использовать описательные формулировки).

Звук [К]

1. Уменыиителъно-ласкателъные формы слов

Скажем ласково - и вот Звук [к] в слово и придет!

Существительные. Нос - носиК - стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т. д.).

Голова - головКа (трава, нога, спина, нора т. д.).

Прилагательные. Синий - синеньКий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, веселый и т. д.).

Наречия. Мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т. д.).

2. Детеныши

У любящих мам есть, конечно,

ребенок:

У доброй слонихи - милый слоненок,

У серой зайчихи - пушистый

зайчонок,

У храброй тигрицы - игривый

тигренок.

Часто теряются дети в пути -

Мамам поможем деток найти!

Лосиха - лосеноК (моржиха, бобриха, барсучиха, страусиха, волчица, медведица, олениха, ежиха, мышь, аистиха, грачиха, журавлиха, ворона и т. д.).

3. Жительницы стран и городов

Что за женщины живут в странах? Как же их зовут?

Во Франции - француженки, в Австрии - австрийки (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т. д.).

Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!

Париж - парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т. д.).

4. Профессии

Плавает на кораблях - моряК (рыбачит, водит паром, убирает двор, работает в саду, кладет печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печет булки, охраняет лес и т. д.).

5. Занятия, увлечения

Собирает грибы - грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, следует моде, ходит на лыжах, любит умничать, сплетничает и т. д.)

6. Он - она (профессии, занятия)

Артист - артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т. д.).

Звук [ Х]

Он - она

Животные, птицы, насекомые

Птицы, звери и козявки.

Вылезайте из-под лавки!

Всех по парам разобьем,

Всем названия найдем!

Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т. д.).

Люди (профессии, занятия)

Старик – старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т. д.).

Звук [С]

1. Профессии, занятия

Машина – машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т. д.).

2. Спорт - спортсмены

Что такое тренировка?

Ловкость, сила и сноровка!

Спорт поможет нам везде:

И в учебе, и в труде!

Шахматы - шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, волейбол, парашют, рапира и т. д.)

3. Музыкальные инструменты, музыканты

Лишь мелодию услышим,

Замираем. и не дышим!

Кто играет так прекрасно?

Музыканты! Это ясно!

На пианино - пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).

Звук [Ц]

1. Он - она

Люди (профессии, занятия, увлечения, склад характера)

Он, она - какая разница?

Он - проказник, она - проказница.

Он был умник, она же - умница.

Вы послушайте, что получится.

Учитель - учительница (уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, птичник, цветочник, молочник, булочник, лодочник, танцовщик, воспитатель, ученик, школьник, отличник, модник, скромник, бездельник, начальник, завистник, наездник, всадник, преступник, спорщик и т. д.).

Поет - певеЦ - певиЦа (читает, умеет, продает, владеет, кормит, ленится).

Молодой - молодеЦ - молодиЦа (красивый, упрямый и т. д.).

Удалой - удалеЦ (храбрый, скупой, гордый, глупый, беглый, знакомый и т. д.).

Животные

Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т. д.).

2. Жители стран, городов

Города и страны знаем.

Кто живет в них, -

отгадаем!

Норвегия - норвежец - норвежЦы (Голландия, Бельгия, Португалия, Мексика, Америка, Австралия, Индия, Италия, Испания, Вьетнам и т. д.).

Лондон - лондонеЦ - лондонЦы (Мадрид, Рязань, Тамбов, Ярославль, Петербург и т. д.).

3.«Ласковые» слова

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково - и вот

Звук к нам в слово и придет!

Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т. д.).

Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т. д.).

Мороз - морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т. д.).

4. Продукты, посуда

Где продукты размещать? Это надо твердо знать!

Хлеб - хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли и т. д.).

5. Тара, сосуды, здания

Сколько есть предметов разных. Мелких, крупных,

очень важных. Как все это разместить? Это надо уяснить!

Мыло - мылышЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т. д.).

Звук [Ш]

1.«Ласковые» слова

Голова - головуШка (сторона, старуха, изба, сова, борода, ворона).

Трус - трусиШка (заяц, барсук, волк, воробей, вор, плут и т. д.).

Горе - горюШко (золото, перо, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, пальто и т. д.).

Ваня - ВанюШка - ВанюШенька (Варя, Катя, Надя и т. д.).

Милый - милаШка (очаровательный, короткий, болтает, хохочет, хвастает и Т. д.).

2. Профессии (он - она)

Лифтер - лифтерШа (вахтер, билетер, аптекарь, доктор, секретарь, кассир, библиотекарь и т. д.).

3. Степени сравнения

Мы сравним и то, и это, Мяч успев поймать при этом.

Красивый - красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т. д.).

Высоко - выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т. д.).

4. Глагольные формы

Просить - я проШу - ты просиШь (носить, красить, плясать, бросить, загасить, месить).

Звук [Ж]

1.«Ласковые» слова

Сапог - сапоЖок (пирог, друг, круг, берег, творог, овраг, утюг, рог, стог, флаг, шаг, порог).

Подруга - подруЖенька (дорога, бумага, нога и т. д.).

2. Глагольные формы

Гладить - глаЖу (сидеть, находить, ходить, трудиться, ходить, бродить, судить, бредить и т. д.).

Показать - покаЖи - покаЖу - покажешь - покаЖете (сказать, вязать, приказать, заказать и т. д.).

3. Страны, города и их жительницы

Франция - француженка (Париж, Прага, Рига, Калуга, Волга).

4. Детеныши

Верблюд - верблюжонок (медведь, еж, чиж, морж, стриж).

5. Сравнительная степень наречий

Близко - блиЖе (гладко, дорого, молодо, низко, поздно, жидко, худо, редко, твердо, строго, туго, узко, глубоко, гадко).

Звук [Щ]

1.«Большущие слова»

У кошки - усы, а у тигра - усищи,

У птички - глаза, у дракона - глазищи.

У гномика - дом, у Кощея - домище,

В баночке сомик, в речке - сомище!

Нога - ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т. д.).

Сапог - сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т. д.).

2. Существительные среднего рода, образованные с помощью суффикса —ищ

Пасти - пастбиЩе (учить, судить, обитать, хранить и т. д.).

3. Усиленная степень качества прилагательных

Ветер дует просто злющий.

Он вреднющий, холоднющий,

От него стал нос краснющий,

Сам же весь стою синющий.

Злой - злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т. д.).

4. Причастия

Если человек поет, он - поющий.

Если едет - едущий.

Если вдруг ревет - ревущий,

А бежит - бегущий.

Петь - поюЩий (лететь, слышать, сидеть, лежать, говорить, играть и т. д.).

5. Сравнительная степень наречий

Толсто - толЩе (чисто, сладко, густо, часто, просто).

6. Профессии (он - она)

Много профессий сейчас подберем,

Мамам и папам занятье найдем!

Мусор - мусорЩик - мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т. д.).

Звук [Ч]

1.«Ласковые» слова

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

[Ч] - наш самый нежный звук!

Не откажемся мы от его услуг!

Юля - ЮлеЧка (Коля, Соня, Ваня, Лена, Таня, Вова и т. д.).

Палец - пальЧик (заяц, цветок и т. д.).

Сито - ситеЧко (утро, время, имя, сердце, кольцо, крыльцо и т. д.).

2. Люди (профессии, занятия)

Скрипка - скрипач - скрипаЧка

(цирк, трюк и т. д.).

Автомат - автоматчик - автоматЧица (перевод, лодка, пасека, обход, миномет и т. д.).

3. Животные и их детеныши

Заяц - зайЧиха - зайЧонок - зайЧата (волк, белка, кролик, барсук, паук, скворец, грач и т. д.).

4. Люди (он - она)

Пловец - пловЧиха (купец, дворник); сибиряк - сибиряЧка (рыбак, моряк, бедняк, гордец, добряк и т. д.).

5. Притяжательные прилагательные

Хвост у собаки, конечно, собачий,

У поросенка он поросячий,

А вот у кошки просто кошачий,

У индюка цветной, индюшачий.

Заяц - заяЧий (волк, белка, поросенок, теленок и т. д.).

Охотник - охотничий (старуха, девица, рыбак, разбойник и т. д.).

6. Сравнительная степень наречий

Богато - богаЧе (громко, жестко, звонко, коротко, крепко, круто, легко, мелко, мягко, резко, ярко).

Звук [Л]

1. Вещи, которые нас окружают

Много есть вещей полезных,

Деревянных и железных,

Что помогут нам всегда.

Нам без них - совсем беда!

Качаться - качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т. д.).

Чем мы будем укрываться,

Примостившись на кровать?

Чем мы будем умываться?

Что нам нужно в руки взять?

Одевать - одеяЛо (мыть, покрывать и т. д.).

2. Прошедшее время глаголов

Бить - биЛ (-а) (петь, шить, сидеть и т. д.).

Звук [Л`]

Люди (профессии, занятия, черты характера)

Строит - строитель (учит, пишет книги, спасает, водит машину, изобретает, исследует, ищет, оформляет, посещает, покупает, наблюдает, воспитывает, сеет, мечтает и т. д.).

Звук [Й]

1. Глаголы повелительного наклонения

Дать - дай (копать, падать, стоять и т. д.).

2. Люди

Стоит на часах - часовой (стоит на посту, работает в полиции, отдыхает, нападает, ленится и т. д.).

Звук [Р`]

Профессии

Ворота - вратаРЬ (аптека, библиотека, виноград, звон, точит детали и т. д.).

Публикации по теме:

Пособие «Копилка игр по звукопроизношению»Пособие «Копилка игр по звукопроизношению» Цель: систематизировать работу над звукопроизношением на основе словесных игр, упражнений; формировать навыки словообразования. Дорогие.

Родительское собрание на тему: «Организация коррекционной работы в детском саду с детьми старшей группы». В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью логопедической работы является помощь, которую можно.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Дидактические игры «Волшебные превращения слов»
Опубликовано: 23 марта 2013 в 18:38
+63
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...