Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки»

Татьяна Гетманская
Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки»

Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки".

Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

1."Подскажи Петрушке звук".

Наглядный материал: ширма, игрушка Петрушка.

Воспитатель сообщает детям, что сейчас петрушка будет говорить слова, но, в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети.

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук.

Вначале звук подсказывают все дети хором, потом отдельно по рядам и наконец индивидуально.

Дети должны быстро подсказывать не произнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало полностью.

Петрушка: Дети:

На солнышке грелся черноухий котено.. к.

На него смотрел белолапый щено… к.

Охотники развели в лесу косте… р.

Ученик держал в руке каранда… ш.

Малыш попросил маму купить красный ша. .р.

На лесную полянку выбежал зая. ц.

В зоопарке жили

сло… н,

бегемо… т,

крокоди… л.

По стволу стучал пестрый дяте… л.

Белочка спрятала орешки в дупл… о.

По двору бродили пету… х,

Куриц… а,

Утят… а.

2. "Какое слово задумано?"

Наглядный материал: предметные картинки на которых изображены: ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя);

трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это…омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю – омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка.

- «Почему у меня получается не так?»- удивляется воспитатель.

Дети: –Вы не говорите звук р, пропускаете его -объясняют дети.

Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука. Дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель,- без первого звука. Педагог их поправляет.

Это упражнение может быть проведено иначе. Воспитатель называет слово без первого звука, но не показывает картинку «…ак». Дети отгадывают, какое это слово: мак, рак, лак, бак.

3."Какой звук потерялся?"

Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен …амолет, он отправился в полет».

В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его. Ребенок должен отметить, что в слове самолет был пропущен звук с, что звучать это должно так: «Подготовлен самолет, он отправится в полет».

Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах: «Наша Таня …ромко плачет, …ронили в речку мячик». При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки, несложные тексты.

4. "Что же здесь не так?"

Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - …орова. Что это за слово? (корова). Какого звука не хватает в первом моем слове? (звука к, который слышится в начале слова). Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уси…рыша,. ерево…ар…абор.? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию речи «Подружи звуки»Дидактическое пособие по развитию речи «Подружи звуки» Дидактическое пособие для подготовки детей к школе. ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПОДРУЖИ ЗВУКИ». Выполнила воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 49 г. Братск.

Конспект НОД по развитию речи «Буква Вв; звуки [в]-[в’]» Конспект НОД по развитию речи "Буква Вв; звуки (в в')"Цель: Сформировать звуковую культуру речи, обогатить лексику детей родственными словами,.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Образовательная область: речевое развитие Интеграция образовательных областей:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Домашние животные
Автор публикации:
Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки»
Опубликовано: 25 июня 2018 в 17:04
+193Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о встрече с сотрудником ДПС «Каникулы без опасностей»
В нашем оздоровительном лагере "Здоровей-ка! " особое внимание уделялось обучению правилам безопасности в различных ситуациях. С воспитанниками отряда...
Методическая разработка о Беатрис Поттер, писательнице и иллюстраторе своих сказок.
28 июля исполняется 152 года со дня рождения Беатрис Поттер Среди огромного количества художников, иллюстраторов детской литературы, несомненно, одно из...
Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья...
ФОТОЗАРИСОВКА О V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ " КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА" ( ПРОДОЛЖЕНИЕ) В селе Казаки к фестивалю готовились...
Фотоотчет «Прогулка со свинкой Пеппой!» в младшей группе
Любимый мультипликационный персонаж наших деток свинка Пеппи, пригласила на прогулку. Своими веселыми песнями, прибаутками завлекала детей на забавные...
«Декоративный домик»
Для начала скатываем трубочки, обернув вокруг спицы бумагу приблизительно в два слоя, проклеить края, дать просохнуть, вынимаем спицу. Для крыши и...