татьяна репитор
Дидактическое пособие для театрализованной деятельности «Кукольный театр на деревянных лопатках»
Дидактическое пособие для театрализованной деятельности «Кукольный театр на деревянных лопатках» методическая разработка
Актуальность
Публикация «Дидактическое пособие для театрализованной деятельности „Кукольный театр на деревянных лопатках“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Театр на деревянных лопатках
- Театр на ложках и лопатках
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Театр радует детей, развлекает и развивает их.
Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Театр лопаток – один из вариантов верховых кукол. За основу пособий взяты деревянные лопатки. Они удобны в управлении, а также, их удобно держать в руке детям. На плоской части лопатки прикреплены герои сказок и лица персонажей. Ребёнок держит лопатку за ручку, поднимая её над ширмой или играя ею за столом. Такие куклы – лопатки легко двигаются над ширмой, поворачиваются в разные стороны, танцуют. Данное пособие способствует не только развитию речи, внимания и творческих способностей, памяти и эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Лопатки с помощью ярких деталей превращаются в оживших персонажей сказок и являются украшением для театральной постановки, досуга детей, как сюрпризный момент любого занятия.
Благодаря такой формы работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами.
Мною был создан набор сказочных персонажей по сказке «Теремок» изображенных на кухонных, деревянных лопатках.
Данный театр изготовлен для уголка театрализованной деятельности в детском саду. На деревянных лопатках изображены герои сказки "Теремок" - мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайка-побегайка, лисичка- сестричка, волчек-серый бочек, и мишка-косолапый. Для работы я использовала: за ламинированные изображения героев сказки, деревянные лопатки, липучки и одежду из материала. Все материалы экологичны.
В театрализованную деятельность могут включиться один ребёнок или группа детей. Дети в игре передают жесты движением предмета (лопаткой, интонацию голосом.
Данное пособие может стать помощником педагогу в организации театральной деятельности и на прогулках при организации ООД.
Пособие можно использовать на занятиях с математическим уклоном: (Сколько? Три., Какой по счету, на занятиях по ОБЖ, связанных с правилами поведения в лесу и т. д.
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Цель – развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с другими видами детской деятельности в целостном педагогическом процессе. Побуждать к игровому и речевому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивать воображение, память, формировать ЗОЖ.
Среди задач выделим наиболее важные.
Задачи:
- Познакомить детей с театром ложек;
- Развивать интерес детей к разнообразным видам театра;
- Развивать навыки работы с верховыми куклами;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать эмоциональную выразительность мимики и речи детей;
- Развивать творческую самостоятельность детей;
- Совершенствовать звуковую сторону речи детей;
- Формировать нравственно – эстетический словарь;
Варианты применения:
- постепенный переход самостоятельной игровой деятельности детей от наблюдения театрализованной постановки воспитателя;
- индивидуальная игра перерастает в групповую игру из нескольких сверстников, которые исполняют роли;
- имитация литературных и фольклорных персонажей переходит в имитацию не только действий, но и в передачу эмоционального состояния героя сказки.
Театрализованная деятельность :
Проигрывание сказки совместно с воспитателем, проигрывание сказки самостоятельно, проигрывание сказки по ролям со сверстниками.
Развитие речи:
Проигрывание сказки после прочтения произведения.
Чтение художественной литературы:
Чтение сказки от лица героев, проигрывание сказок, стихов воспитателем.
В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах деятельности и искусства, которая находит свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Создана картотека театрализованных игр и сказок для каждого возраста.
Изготовлены герои сказок на деревянных лопатках "Репка", «Три поросенка», Колобок», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Петушок-Золотой гребешок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Лиса и журавль».