МААМ-картинки

Дидактическое пособие «Речевая пирамидка» (1 фото)

Екатерина Жантиева
Дидактическое пособие «Речевая пирамидка»

Дидактическое пособие

«Речевая пирамидка»,

как средство использования зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи

Дидактическое пособие «Речевая пирамидка»

С каждым годом увеличивается число дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи (дизартрия, алалия). Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы : лексики, грамматики, фонетики. Дошкольники с ОНР имеют стойкое фонематическое недоразвитие, которое препятствует овладению звуками родного языка и грамотой. Основной задачей логопеда становится предупреждение нарушений письма и чтения, которые затрудняют дальнейшее обучение в школе.

Публикация «Дидактическое пособие „Речевая пирамидка“» размещена в разделах

Готовность детей к успешному овладению грамотой определяется сформированным правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием и навыками звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Звуковой анализ - мысленное расчленение слова на составляющие его звуки.

Синтез - сочетание звуковых элементов в единое целое.

В комплексную систему коррекционного обучения воспитанников с ОНР включены занятия по подготовке к обучению грамоте, начиная с 5-6 летнего возраста. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

Использование вспомогательных средств, таких как зрительные символы гласных и согласных звуков по методике Т. А. Ткаченко, существенно облегчают процесс формирования фонематического восприятия и, на его базе, овладения навыками звукового анализа и синтеза. Д. Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов — аналог письма.

Использование зрительных символов гласных звуков позволяет также эффективно проводить работу по формированию слоговой структуры слова. У дошкольников с ОНР успешно формируются представления о слогообразующей роли гласных звуков в составе слова.

Целью данного пособия является повышение эффективности процесса формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ТНР.

Данное пособие представляет собой пирамидку из трех кубиков : желтый, синий, красный. Размер кубиков 10Х10, 15Х15, 20Х20. Кубики легкие, сверху обтянуты тканью – плис.

На каждой грани кубиков расположены задания.

Желтый кубик.

На его гранях расположились зрительные символы гласных звуков, обеспечивающие дополнительную опору при их усвоении.

Синий кубик.

На его гранях расположении зрительные символы согласных звуков. Карточки приклеиваются на липучку, что позволяет их менять.

Красный кубик.

На его гранях расположены липучки для карточек-символов, или любых других картинок. И липучка для приклеивания букв. Красный куб используется как наборное полотно.

Данное пособие мобильно и не требует большого пространства для проведения дидактических игр.

Примеры игр.

Игра «Прочитай, не ошибись»

Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т. д.

Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»

Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)

У ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о.

Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т. д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.

Затем логопед спрашивает детей:

- Сколько звуков я сказала? Повтори их.

- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?

-Какой последний звук?

-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Геоборд»Дидактическое пособие «Геоборд» «Геоборд» – одно из средств для развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста. Что такое геоборд? «Геоборд» (другие названия.

Дидактическое пособие «Наш Буквоград»Дидактическое пособие «Наш Буквоград» "Наш Буквоград" Мастер класс. У нас появился город, который помогает воспитанникам быстрее и легче в занимательной форме запомнить все.

Дидактическое пособие «Автомульти по ПДД»Дидактическое пособие «Автомульти по ПДД» Дидактическое пособие по обучению детей безопасности дорожного движения «Автомульти» Авторы - Галалетдинова Резеда Ильгамовна и Магдиева.

Дидактическое пособие «Дерево»Дидактическое пособие «Дерево» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам посмотреть нашу новую работу. Это дидактического пособия предполагает возможность его использования.

Дидактическое пособие «Дни рождения»Дидактическое пособие «Дни рождения» В ночном небе зажигаются миллионы звёзд. У каждого человека есть своя звёздочка, которая зажглась в день и минуту его рождения. А день рождения.

Дидактическое пособие «Куб ПДД»Дидактическое пособие «Куб ПДД» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. С каждым годом всё сложнее становиться дорожное.

Дидактическое пособие «Куб с буквами»Дидактическое пособие «Куб с буквами» Игра с буквами на кубе Для этой игры мы сделали яркий куб с буквами. Нам потребовались яркие лоскуты ткани и картон. Цель. Развивать.

Дидактическое пособие «Мир вокруг нас»Дидактическое пособие «Мир вокруг нас» Меня зовут Неповиннова Олеся Витальевна. Я работаю воспитателем СП детский сад "Колосок" ГБОУ СОШ №1 "ОЦ". Предлагаю вашему вниманию дидактическое.

Дидактическое пособие по математике для детей младшего дошкольного возраста «Пирамидка-игралочка»Дидактическое пособие по математике для детей младшего дошкольного возраста «Пирамидка-игралочка» Цель дидактического пособия Обобщение полученных знаний по ФЭМП Задачи дидактического пособия Образовательные: закреплять умение считать.

Дидактическое пособие «Подводный мир»Дидактическое пособие «Подводный мир» Здравствуйте коллеги! хочу рассказать и показать вам как я сделала дидактическое пособие по теме "Подводный мир". Принесли мне как то старый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Речевая пирамидка»
Опубликовано: 30 марта 2022 в 20:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД