МААМ-картинки

Дипломная работа. Часть 4

Низамутдинова Ольга Николаевна
Дипломная работа. Часть 4

Глава 2. Описание работы по использованию лепки дымковских игрушек с детьми подготовительной к школе группы

2.1. Выявить уровень развития детского творчества на констатирующем этапе исследования

В целях реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы была проведена практическая работа в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ детский сад «Островок» пгт. Смирных, под руководством научного руководителя Сергиенко К. И., при участии педагога детского сада Ткачевой И. Н. Работа проводилась в период с 20.03.2016 по 16.04.2017 г., в три этапа: констатирующий и формирующий, контрольный. Исследовалась группа воспитанников в составе10 человек, из них 4 девочки и 6 мальчика.

Публикация «Дипломная работа, Часть 4» размещена в разделах

Констатирующий этап проводился с 20.03. по 16.04.2017 года. На констатирующем этапе решались следующие задачи:

1. Выявить уровень сформированности творческого развития детей подготовительной к школе группы в МБДОУ детский сад «Островок» пгт. Смирных

2. Проанализировать содержание развивающей среды по творческому развитию

3. Разработать план тематического периода «Веселая карусель»

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:

1. диагностика Комаровой Т. С. ;

2. анализ предметно-развивающей среды;

3. беседа с воспитателем группы;

Для проведения констатирующего этапа был составлен план (Приложение 1).

20.03. для выявления уровня сформированности творческого развития детей подготовительной к школе группы в процессе лепки дымковской игрушки использована диагностика Т. С Комаровой. Диагностика проходила в два этапа.

ООД «Дымковская игрушка» (Приложение 2).

Цель: Выявить уровень сформированности творчества детьми в лепке дымковской игрушки

В начале ООД проведена предварительная беседа с детьми, проведен инструктаж безопасности. Правила техники безопасности:

соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;

ни в коем случае не бери глину в рот;

глину есть нельзя;

не облизывай пальцы;

не три грязными руками глаза;

после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте. Предложен показ готовых работ дымковской игрушки из глины. Рассказывала детям особенности лепки, последовательность изготовления игрушек, особенности соединения деталей между собой. Затем дети приступили к изготовлению своих работ, которые начинаются с продумывания замысла, изготовления основных и по необходимости дополнительных деталей.

21.04. было проведено ООД «Роспись дымковской игрушки» (Приложение 3).

Цель: Выявить уровень сформированности творчества детьми в росписи дымковской игрушки.

В вводной части я рассказала детям поэтапный процесс росписи дымковской игрушки. После чего внесла игрушки слепленные детьми ранее. Предложила детям украсить их дымковской росписью. По окончанию ООД проведен анализ работ при котором учитывалась степень самостоятельности, аккуратность выполнения, соответствие теме, в которой выделены следующие критерии:

1. Передача формы, строение предмета

2. Умение расписывать игрушку в соответствии с дымковской росписью

3. Выразительность образа, пластичность

4. Самостоятельность выполнения задания

Высокий уровень – от 2.4 до 3. Ребенок передает форму игрушки в лепке точно. Не допускает ошибок в передаче характерных особенностей дымковской игрушки, в процессе изготовления владеет навыками лепки. Во время изображения вносит свои дополнения в соответствии со стилем дымковской росписи. Использует всю цветовую гамму. Знает средства выразительности, используемые в росписи дымковской игрушки, мотивируя их разнообразием элементов. Дополняет игрушку элементам в лепке и росписи, работа имеет свой «подчерк». Не обращается за помощью взрослого.

Средний уровень – от 1,7до 2,3. Ребенок передает форму игрушки в лепке с небольшими искажениями. Допускает незначительные ошибки в передаче особенностей лепки. Ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской игрушки, но не может передать их в росписи игрушки. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Выделяет только яркие и крупные элементы. Проявляет интерес только после напоминания взрослого. Часто обращается за помощью взрослого, в процессе изготовления в основном владеет навыками лепки, но при выполнении декоративных элементов затрудняется.

Низкий уровень – от 1 до 1,6. Ребенок не умеет передавать форму игрушки в лепке. Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской игрушке, не умеет лепить элементы. Не выделяет элементов росписи. Не придаёт значения форме и композиции. Ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей изготовления, не справляется с заданием самостоятельно. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами дымковской росписи, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Не знает цвета дымковской росписи. Проявляет незначительный интерес. Постоянно просит помощи взрослого.

Работы оценивались по критериям, по каждому показателю ставилось от 1 д 3 балов. В конце все баллы суммируются и выявляется уровень сформированновти технических навыков ребенка.

Наивысшее число балов, которое может получить ребенок – 15 балов, среднее – 10 балов, низшее – 5 балов.

Результаты анализа внесены в таблицу и диаграмму (Приложение 4,5).

По критерию «Передача формы, строение предмета» высокий уровень у двух детей (№ 1, 6, что составило 20%. Дети передают форму игрушки точно. Не допускают ошибок в передаче характерных особенностей дымковской игрушки, в процессе изготовления владеют навыками лепки. Средний уровень у трех детей (№ 3,8,9, что составило 30%. Они передают форму игрушки в лепке с небольшими искажениями. Допускают незначительные ошибки в передаче особенностей лепки. Низкий уровень у пяти детей (№ 2, 4, 5, 7, 10, что составило 50%. Они не умеют передают форму игрушки в лепке. Дети не знают средств выразительности, используемых в дымковской игрушке, не умеют лепить элементы.

По критерию «Комбинирование знакомых элементов дымковской росписи в лепке в новом сочетании» высокий уровень выявлен не был. Средний уровень у шести детей (№ 1, 5, 6,8,9,10, что составило 60 %. Дети знают цвет и форму элементов дымковской игрушки, но не может передать их в росписи игрушки, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Выделяют только яркие и крупные элементы. Низкий уровень у четырех детей (№ 2,3, 4, 7, что составило 40%. Дети не выделяют элементов росписи. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами дымковской росписи, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Не знает цвета дымковской росписи. Не придают значения форме и композиции.

По критерию «Уровень творчества» высокий уровень у двоих детей (№ 1,6, что составило 20%. Дети дополняют игрушку элементам в лепке и росписи, в работе имеют свой «подчерк». Средний уровень у пяти детей (№ 3, 5, 7,8,9, что составило 50%. Проявляет интерес только после напоминания взрослого. Низкий уровень у трех детей (№ 2,4,10, что составило 30%. Не придаёт значения форме и композиции. Ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей изготовления, не справляется с заданием самостоятельно.

По критерию «Самостоятельность выполнения задания» высокий уровень у семи детей (№ 1,2, 3,5,6, 7,9, что составило 70%. Не обращается за помощью взрослого. Средний уровень у двоих детей (№4,8, что составило 20%. Часто обращается за помощью взрослого, в процессе изготовления в основном владеет навыками лепки, но при выполнении декоративных элементов затрудняется. На низком уровне один ребенок (№10, что составило 10%. Проявляет незначительный интерес. Постоянно просит помощи взрослого.

Таким образом, высокий уровень сформированности творческого развития у детей показали двое детей (№1,6, что составило 20%. Дети передают форму игрушки точно. Не допускают ошибок в передаче характерных особенностей дымковской игрушки, в процессе изготовления владеют навыками лепки. Дети дополняют игрушку элементам в лепке и росписи, в работе имеют свой «подчерк». Не обращается за помощью взрослого.

Средний уровень сформированности творческого развития у детей показали пять детей (№ 3, 5, 7,8, 9, что составило 50%. Ребенок передает форму игрушки в лепке с небольшими искажениями. Допускает незначительные ошибки в передаче особенностей лепки. Ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской игрушки, вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. но не может передать их в росписи игрушки. Выделяет только яркие и крупные элементы. Проявляет интерес только после напоминания взрослого. Часто обращается за помощью взрослого, в процессе изготовления в основном владеет навыками лепки, но при выполнении декоративных элементов затрудняется.

Низкий уровень сформированности творческого развития у детей показалитри ребенка (№ 2, 4, 10,что составило 30%. Ребенок не умеет передавать форму игрушки в лепке. Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской игрушке, не умеет лепить элементы. Не выделяет элементов росписи. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами дымковской росписи, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Не знает цвета дымковской росписи. Не придаёт значения форме и композиции. Ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей изготовления, не справляется с заданием самостоятельно. Проявляет незначительный интерес. Постоянно просит помощи взрослого.

Делая вывод о проделанной работе на констатирующем этапе исследования показали, что дети имеют затруднения в лепке глиной, затрудняются в соединении деталей, раскатывании.

22.03.2017 г. был проведен анализ предметно - развивающей среды. (Приложение 10).

Цель: Выявить, созданы ли в группе условия позволяющие повышать уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в лепке дымковской игрушки

Для формирования творчества детей посредствам лепке в группе созданы некоторые условия. В групповой комнате создан уголок для творческой деятельности. Прежде всего, необходимо отметить место – удобный стол, шкафчик с полочками для хранения материалов, которые расположены так, чтобы детям было удобно ими пользоваться. В зоне творческой деятельности есть различный материал для художественного творчества: глина, пластелин, стеки, доски, краски, гуашь, кисточки, клеенки, салфетки для промакивания, стаканчики непроливайки. Но в уголке творчества отсутствуют дымковские игрушки, как наглядный образец для самостоятельной лепки изделия. Отсутствует наглядный материал по росписи дымковских элементов в цвете. Отсутствует дидактический материал в игровой форме в декоративно-прикладном искусстве. Нет для родителей анкет, буклетов, консультаций.

22.03.2017 г. была проведена беседа с воспитателем

Цель: Выявить уровень сформированности творческого развития детей подготовительной к школе группы

• как осуществляется процесс организованной образовательной деятельности;

• что интересует детей;

• насколько у них развито творчество;

• умеют ли дети самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве;

Проведя беседу с воспитателем, мы пришли к выводу, что не у всех детей достаточно развито творчество. Результаты констатирующего этапа показали, что у детей подготовительной к школе группы недостаточно сформированы умения использовать разные способы лепки.

Завершение исследовательской деятельности на констатирующем этапе позволило перейти к работе на формирующем этапе.

2.2. Формирование творчества у детей подготовительной к школе группы в лепке дымковской игрушки

Формирующий этап проводился с 22.03 по 12.04.2017года.

На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:

1. Разработать и апробировать в подготовительной группе МБДОУ детский сад «Островок» пгт. Смирных тематический период «Веселая карусель»

2. Включить воспитанников подготовительной к школе группы в образовательную деятельность по его реализации

3. Разработать методические рекомендации по дальнейшей реализации тематического периода.

Для решения поставленных задач были поставлены следующие методы:

1. наблюдения;

2. рассматривание иллюстраций, игрушек;

3. чтение литературы: художественной и познавательной;

4. заучивание стихотворений;

5. беседа с использованием ИКТ;

6. дидактические игры;

7. подвижные игры;

8. экскурсия;

9. оформление уголка для родителей;

10. развлечение.

Для решения поставленных задач на данном этапе был разработан тематический период «Веселая карусель» (Приложение 11).

Работа была спланирована по блокам: организованная образовательная деятельность; образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность в центрах развития; работа с родителями.

Участники : дети, воспитатель, родители.

План работы на формирующем этапе (Приложение 12).

23.03.2017 г. Проведена беседа «Об искусстве дымковских мастеров» (Приложение 13).

Цель: Познакомить детей с происхождением дымковской игрушки, ее особенностями и с традиционным праздником «свистунья».

В утренний прием была проведена беседа с детьми об искусстве дымковских мастеров. В ходе беседы задавался ряд вопросов, на которые дети отвечали с удовольствием. Во время самостоятельной деятельности дети рассматривали дымковские игрушки, которые мы расположили в книжном уголке.

23.03.2017 г. ООД. Лепка дымковских игрушек «Ферма» (Приложение 14).

Цель: Учить детей лепить дымковскую игрушку.

Задачи:

Обучающая: Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки). Упражнять в выполнении технических навыков раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов. Учить, стекой прорисовывать узоры.

Развивающая: развивать творчество и фантазию, образное мышление. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.

Материал и оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства, краски гуашь, кисти, подставки для кисточек, салфетки, баночки с водой.

В начале ООД была проведена предварительная беседа с детьми, проведен инструктаж безопасности. Предложен показ готовых работ дымковской игрушки из глины и пластилина. Мы рассказали детям особенности лепки из глины, последовательность изготовления игрушек, особенности соединения деталей между собой. Затем дети приступили к изготовлению своих игрушек, которые начинаются с продумывания замысла, изготовления основных и по необходимости дополнительных деталей. Оказывалась индивидуальная помощь в подборе материала, и приема лепки. По окончанию проведен анализа работ при котором учитывалась степень самостоятельности, аккуратность выполнения, соответствие теме.

23.03.2017 г. Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» (Приложения 15).

Мы рассказали родителям о том, что задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога – развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Цель: Показать родителям значение совместного творчества в семье.

24.03.2017 г. ООД «Роспись дымковских игрушек» (Приложение 16).

Цель: Учить детей расписывать игрушку дымковским узором

Задачи:

Обучающая: Учить расписывать игрушки дымковскими узорами

Развивающая: Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение. Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность и творчество

В водной части ООД дети рассматривали фигурки дымковской игрушки, отвечали на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делились своими впечатлениями. Мы обращали внимание на отличительную особенность дымковской палитры — яркие, праздничные цвета. Дети «оживляли» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. В процессе рисования туловища и нарядных хвостов, сарафанов и. т. д., дети самостоятельно подбирали цвета, создавали узор. Рисовали узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоятельно изготавливали большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги. Для каждой краски делался свой тычок. Детям были предложены материал и оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства, краски гуашь, кисти, подставки для кисточек, салфетки, баночки с водой.

24.03.2017 г. Д/ и: «Разрезные картинки»

Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки.

В игре принимали участие несколько детей. Мы показывали образцы, давали возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу, дети собирали из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывал тот, кто первым справится с заданием.

24.03.2017 г. Во вторую половину дня дети ходили на экскурсию в музей детского сада для знакомства с дымковскими игрушками.

Продолжали знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обращали внимание детей на образную выразительность предметов искусства. Формировали представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера ( для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

25.03.2017 г. Д/ и: «Продолжи узор»

Цель: Формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

Дети выбирали понравившиеся им карточки с рисунком. После чего продолжили рисовать на карточки узор. По окончанию игры, мы рассмотрели рисунки. Можно сказать, что дети узнают элементы дымковской росписи, правильно подбирают цветовую гамму.

27.03.2017г. Сказка А. Дьякава о русской игрушке Дымке.

27.03.2017 г. Д/ и: «Что игрушка рассказывает о себе?» (Приложение 17).

Цель: Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ. Развивать воображение, фантазию.

В начале игры мы поставили на стол коробку. Дети еще не знали, что в ней, но появление коробки, загадочный тон вызывает у них интерес к игре. Интерес еще больше усиливается, когда детям было предложено угадать, что в коробке.

Было предложено двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки. После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, объясняются правила игры.

Далее детям дается образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.

В данной игре развивается двигательная активность, предупреждает утомление детей, повышает их эмоциональный тонус, активизирует мышление, воображение, внимание и речь.

Публикации по теме:

Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 1)Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 1) Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» - объемная аппликация с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 2)Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 2) Коллективная работа "Летят скворцы во все концы" (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 2) В публикации использовано.

Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 2) 2.2. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Важнейшим фактором становления человеческой.

Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 3) Интересным и ценным для восприятия детей для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается.

Мастерская Деда Мороза. Коллективная работа — цепочка-гирлянда (часть 5). Предновогодние хлопоты. ФотоотчетМастерская Деда Мороза. Коллективная работа — цепочка-гирлянда (часть 5). Предновогодние хлопоты. Фотоотчет Мастерская Деда Мороза. Коллективная работа - цепочка-гирлянда (часть 5). Предновогодние хлопоты. Фотоотчет Дорогие друзья и гости.

Проект «Я часть России» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «ПОЛЯНКА» г. СВЕТЛОГРАД Познавательный.

Работа с пластилином. Коллективная работа «Чудо-дерево». Вторая младшая группаРабота с пластилином. Коллективная работа «Чудо-дерево». Вторая младшая группа Дети любой возрастной группы очень любят творческую работу. Продемонстрирую итоговое мероприятие,которое сделали мои воспитанники (2 младшая.

Экология — часть душиЭкология — часть души Все хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в пожарную частьЭкскурсия в пожарную часть В декабре 2016 года в рамках проекта "Неделя безопасности" для ребят детского сада "Берёзка" п. Березник были проведены различные мероприятия:.

Экскурсия в пожарную часть.Экскурсия в пожарную часть. . досталась им опасная работа - - тушить огонь, стоящий на пути. Воспитателями детского сада «Сказка» была организована экскурсия в пожарную.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дипломная работа. Часть 4
Опубликовано: 15 июля 2017 в 15:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД