Наталья Григорович
Повышение качества речевого развития детей посредством формирования компонента устной речи в детской деятельности
Доклад на тему: «Повышение качества речевого развития детей посредством формирования компонента в устной речи в различных формах и видах детской деятельности».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Повышение качества речевого развития детей посредством формирования компонента устной речи в детской деятельности» размещена в разделах
В процессе организации работы по речевому развитию детей используются следующие подходы:
Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:
- понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
- развитие связной диалогической и монологической речи;
- обогащение и уточнение словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
- развитие мелкой моторики.
Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.
Организацию воспитательно-образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используем разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, индивидуальную работу, пальчиковую гимнастику. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. Для того, чтобы дети умели правильно употреблять грамматические формы активно используем народные песенки, потешки, сказки, развитие мелкой моторики.
Наиболее благоприятный период овладения речью в возрасте от 3 до 7 лет. Проводится систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. Большое значение для развития навыков самостоятельной (монологической) речи, придается рассказам как по картинкам, так и по сериям сюжетных картинок. Они помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Дети учатся выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняют значение известных им слов и усваивают новые. Новые слова запоминаются в процессе их активного использования. Приучаем детей к слушанию текстов, задаем вопросы, беседуем по содержанию. Учим строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Большое внимание уделяем словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Такие игры повышают собственную речевую активность детей. Проводим такие игры: «Я собрал в огороде…», «Подбери словечко» и другие.
Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Основной целью воспитателя являются воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Используем такие дидактические игры: «Назови слова со звуком…», «Назови как можно больше предметов», «Вставь словечко» и др.
Важное место в работе по речевому развитию детей занимает эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды:
- уголки книги (художественная литература соответствует возрасту);
- уголки сюжетных и ролевых игр по ознакомлению детей с социальной действительностью «Больница», «Парикмахерская», «Семья» и др. (развивается диалогическая игра);
- центры речевого развития, настольно-печатные игры (играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы);
- художественные уголки по развитию мелкой моторики рук.
Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, чтобы развивать речевые способности каждого ребенка.
Очень важно участие семьи в речевом развитии ребенка. Все усилия педагогов без помощи родителей будут недостаточны.
Развитие речи и словаря детей составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.