Лучший педагог года

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста (3 фото)

Галина Буянкина
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Мордовский фольклор богатый, своеобразный, представляет собой большую художественную ценность. Обладает познавательным и воспитательным значением. Обращение к фольклорному искусству способствует речевому развитию детей дошкольного возраста. Знакомство детей с мордовским фольклором прививает любовь к родному краю, к своему народу, его культуре, раскрывает высокие нравственные принципы, которые так необходимы в воспитании детей.

Публикация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети младшего дошкольного возраста хорошо воспринимают потешки, прибаутки, пестушки. Малые фольклорные формы создавались специально на забаву детям. Они расширяют кругозор детей, обогащают речь. Небольшие стихотворные тексты как бы поддразнивают ребенка, но в тоже время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное.

В режимных моментах можно использовать потешку :

Ай, ацици-ацици,

Измарались рученьки!

В корытце вымыла,

Полотенцем вытерла,

Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны даже самым маленьким детям. В них поется о птицах (сорока, ворон, о животных (коровушка, о предметах домашнего обихода. Они знакомят ребенка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них нравоучения, мечты о будущем ребенка. Мордовские колыбельные песенки напевны, мелодичны, я использую их в работе и без перевода в их оригинальной форме.

Лавсь моро

Эрить атят ды бабат, нурьк, нурьк!

Эрить-аштить кавонест, нурьк, нурьк!

Пандо прясо кудынест, нурьк, нурьк!

Пандо аало кардазнэст, нурьк, нурьк!

Сиянь сюро сынст скалнэст, нурьк, нурьк!

Сырнень сюро букинест, нурьк, нурьк!

Жердя ланга сараскест, нурьк, нурьк!

Лей чирева уткинест, нурьк, нурьк!

Улить кавто эйдинест, нурьк, нурьк!

Улить кавто тякинест, нурьк, нурьк!

Пек превейне церынест, нурьк, нурьк!

Пек ежовне тейтернест, нурьк, нурьк!

Детям очень нравится слушать мордовские песни. В них образно представлена вся жизнь народа. Они вызывают эмоции, заставляя веселиться или немножко погрустить. Какой ребенок не любит песни?

В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей.

(Человек без Родины, что птица без гнезда, Материнское сердце лучше солнца греет).

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе с пословицами они украшают и обогащают речь. Загадки развивают сообразительность, являются для детей одним из видов познания окружающего мира. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций. Мордовские загадки (содамоевкст) знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами.

«Синее небо обсыпано горошком», «Иголки с собой носит, а шить не умеет».

Для знакомства детей с мордовскими народными пословицами, поговорками, загадками необходимо отбирать только те, которые доступны детям, смысл которых они могут понять. В повседневной жизни можно использовать пословицы и поговорки в непосредственно образовательной деятельности (Ученье ум развивает, а лень притупляет, трудовой деятельности (Кто работает, тот не скучает, Труд кормит, а лень портит, Труд украшает человека). При чтении мордовских сказок необходимо обращать внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Сказка увлекает ребенка в волшебный мир, принося ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. В сказке происходят волшебные события, говорят животные и птицы, есть необычные персонажи: Юртава -хранительница дома, Ведява - богиня воды. Как волнует ребенка встреча с Вирявой - богиней леса!

На прогулке используем заклички, приговорки – небольшие песенки с обращением к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, птицам, насекомым. Закличка на прилет птиц весной: «Жаворонки прилетайте, / Ясно солнце принесайте. / Нам зима то надоела, / Хлеба, соли все поела: закличка на приход лета, солнца: «Дай бог нам хлеба. / На многие лета. / Солнышко, выйди, выйди, / Получишь ложку каши! / Солнышко, выйди, выйди, / Получишь красного петушка!»; «Лето приди, приди! / Весна теплая уйди, уйди! / Принеси нам теплый дождь! / Вырастет густая рожь!» и др.

Детям очень нравятся театрализованные представления. В младших группах можно разыграть мордовскую народную сказку «Яраска» и прибаутку «Косо ульнеть раужо баран».

В сюжетно-ролевых играх «В гостях у Алдуни» (Тейтерне-мазыйне, «Ванине пришел в детский сад». (Вай Ванине, Ванине, / Сатиновой палине, «Овто» использую мордовские игрушки, которые очень интересны детям.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Фото №1 Мордовский фольклор богатый своеобразный представляет собой большую художественную ценность Фото №2 Обладает познавательным и воспитательным значением

В детском коллективе иногда возникают споры о том кто будет водящим. С легкостью разрешает спор считалка. Можно использовать мордовские считалки без перевода. Они кажутся детям забавными и поднимают настроение.

Яку-баку, шейдаку,

Дару-бару, беляку!

Шеем-боюм, Секусь лиссь.

Ванды ули маней шись.

Мордовская подвижная игра соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребёнка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Мы играем «В белочек»

- Юр-юрушка белочка,

Пойдем за орешками.

- Не пойду я, не пойду:

Хвост пушистый раздеру,

Шубку серую порву.

в «Зайчиков», «В гусей и волка», «Раю-раю».

Фольклор имеет огромные познавательные и воспитательные возможности. Развивает образное мышление, обогащает речь. Разрушая однообразие, привносит в жизнь детей радость. В доступной форме стимулирует детей к деятельности, к познанию окружающего мира и речевому развитию.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду. Практическую деятельность с детьми строю на следующих.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть I неиссякаемых.

Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров. Речь как высшая психическая функция является не только условием развития.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора — загадок в работе с детьми» Загадка — это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для.

О роли малых фольклорных жанров в период адаптации детей младшего возраста к детскому саду Изучая исследования психологов Л. Н. Павловой и Н. Н. Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Презентация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста» Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2018 в 09:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД