Папки-передвижки

Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников

Татьяна Заднепровская
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников

Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.

Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Публикация «Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников» размещена в разделах

Методика работы палочками Х. Кюизенера

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Задачи:

• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

• осваивать прямой и обратный счет.

• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

• научить делить целое на части и измерять объекты.

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

развивать логическое мышление, внимание, память.

• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Размер, см Цвет Условное обозначение

2х2 белая 1

2х4 розовая 2

2х6 голубая 3

2х8 красная 4

2х10 желтая 5

2х12 фиолетовая 6

2х14 черная 7

2х16 бордовая 8

2х18 синяя 9

2х20 оранжевая 10

Вместо брусочков можно использовать цветные полоски.

Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.

Как работать с палочками Кюизенера?

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

1. Задания на ознакомление с палочками.

• найди и покажи такую же палочку, как у меня;

• найди самую длину или короткую палочку;

• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

2. Задания на изучение цвета.

• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;

• выложи палочки по схеме : красная, желтая, красная, желтая;

• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

3. Задания на измерение.

• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;

• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;

• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;

• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;

• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.

4. Задания на построение.

• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

5. Задания на состав числа.

• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

6. Логические задания с палочками.

• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.

Польза занятий с палочками Кюизенера.

Занятия с палочками Кюизенера должны происходить в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку.

Итак, если вашему ребенку исполнился один год, то вы уже с успехом можете начать занятия с этими волшебными палочками. Если вы думаете, что малыш пока ничего не поймет, далеко заблуждаетесь. Маленьким деткам точно так же, как и более взрослым интересны подобные игры. С помощью них они осваивают математические алгоритмы и учатся решать легкие задачки. Ведь палочки Кюизенера представляют собой множество, которое способно создавать математические ситуации.

Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку понять, что любое число является результатом счета и измерения. Кроме того, после таких занятий дети уже осмысленно могут определить какое число меньше, а какое больше, понимают суть умножения, деления, прибавления и вычитания.

Палочки Кюизенеравыполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев. Нужно добавить, что цветными палочками с успехом пользуются даже педагоги в начальных классах и воспитатели в детских садах.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры с палочками Кюизенера.

Вот несколько самых популярных заданий:

• Попросите ребенка показать вам палочку, цвет которой не будет красным и черным.

• Спросите какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная.

• Пусть ребенок покажет вам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная?

• Предложите малышу сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку.

• Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки.

Второй вариант лесенки: ребенок должен собрать лесенку из всех палочек, начиная с белой и заканчивая оранжевой.

• Легкая игра «Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребенок должен к нему найти подходящую палочку. Затем все наоборот. Взрослый сам выбирает палочку, а ребенок уже основываясь на ее длине называет число, к примеру, вы показываете голубую палочку, а ребенок отвечает 3. Чтобы малыш не запутался. Начните говорить числа по порядку от меньшего к большему, и чуть позже усложните задачу, называя цифры вразброс.

• Спросите ребенка, из каких палочек можно составить оранжевую или фиолетовую палочку. Позже можно разнообразить упражнение и попросить его составить только из трех палочек одну фиолетовую.

• Покажите ребенку дорожку длиной в 10 см. Пусть ребенок уложит на нее любые, по его мнению подходящие палочки.

• И наконец, дайте ему задание, чтобы он с помощью счетных палочек Кюизенера посчитал длину и ширину стола.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.

В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.

• 1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

• 2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

• 3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

• 4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

• Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

• Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.

• Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,

• Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,

• Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,

• Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,

• Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.

• 5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их кдруг другу как вагончики.

• 6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.

Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.

Старший возраст.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку

лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.

Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь ( наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Для успешной работы с палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

• поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

• избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

• сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

Публикации по теме:

Из опыта работы по формированию сенсорных способностей детей 2–3 лет. Использование палочек Кюизенера Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине,.

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольниковМастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольников Для изготовления нам понадобится: отрез однотонной ковровой дорожки, фетр (цветной) шаблоны из картона (геометрических фигур, клей.

Использование цветных палочек Кюизенера в работе с детьмиИспользование цветных палочек Кюизенера в работе с детьми В наше время многие родители подходят к проблеме воспитания и развития своего ребенка очень серьезно. Изучают педагогическую литературу,.

Конспект открытого занятия «Моделирование сказки «Волк и козлята» с помощью палочек Кюизенера как способ развития речи детей» Направления развития: познавательно-речевое, социально-личностное Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение.

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.

Развитие логического мышления на основе палочек Кюизенера и блоков ДьенешаРазвитие логического мышления на основе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Логическое мышление — это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у.

Развитие логического мышления посредством использования палочек Кюизенера И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих.

Развитие логического мышления с помощью счётных палочек В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов.

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. «Познание начинается с удивления». Аристотель. Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. Современный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 19:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД