МААМ-картинки

Доклад из опыта работы «Развитие навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых»

Екатерина Новикова
Доклад из опыта работы «Развитие навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых»

Свое выступление хотелось бы начать со слов К. Д. Ушинского: "Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться".    

Труд  – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.  Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость. Труд   всегда был основой для человеческой жизни и культуры.  Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Большое внимание трудовому воспитанию детей уделяли такие представители педагогики и психологии, как Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Г. Н. Гордина, Г. М. Киселёва, М. И. Лисина, В. И. Логинов, И. В Житко, М. В. Крулехт и другие.

Публикация «Доклад из опыта работы „Развитие навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых“» размещена в разделах

В современном обществе в соответствии с ФГОС трудовое воспитание рассматривается как одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений. Одними из основных задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» являются такие задачи, как:

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Например:

- в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль);

- дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;

- при организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.

В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий, трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Поэтому необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, - заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний детей о разных профессиях, о значимости профессии для общества невелик. Из бесед, опросов родителей я поняла, что они не понимают важности формирования у детей положительного отношения к труду взрослых, редко кто знакомит ребенка со своими профессиями.

Труд – явление социальной действительности. Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. В общеобразовательной программе ставится задача по формированию представлений детей об общественной значимости труда людей. Решение этой задачи предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Знакомство с трудом взрослых имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас. Сюжетно-ролевая игра, связанная с профессиями взрослых, сближает детей, развивает навыки культуры общения. А это способствует тому, что ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Труд развивает интеллектуальные способности детей такие, как память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.  А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным. Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия. Трудовое воспитание помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности.  Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор средств для труда, учатся сами ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. В процессе ознакомления с трудом взрослых дети знакомятся с жизнью своих родных, близких и знакомых, а это помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе.

В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых я использовала разнообразные методы с учетом возрастных особенностей. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых является наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. Знакомство начинала с таких профессий как повар, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, кастелянша, медицинская сестра. Это труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личностных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. С этой целью проводила экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, пищеблок. Детям предоставлялась возможность пронаблюдать за трудовыми действиями взрослых. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий дети проявили активность в диалоге со взрослыми, интерес к профессиям. Они учились называть предметы, необходимые для труда, трудовые действия (стирает, моет, гладит, жарит, чистит). Таким образом, активизировался и пополнялся словарный запас дошкольников. Знания, которые дети получают во время наблюдений и экскурсий, требуют последующего углубления и систематизации. С этой целью я проводила с детьми беседы о профессиях взрослых, рассматривали иллюстрации с их изображением. В ходе бесед дети учились высказывать свое мнение об увиденном, о том, что им понравилось больше всего в той или иной профессии, высказывали мнения о ее роли в жизни каждого человека. В работе с детьми я использовала карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме. Таким образом, закреплялись знания детей о профессиях, дошкольники учились составлять последовательный рассказ, развивалась связная речь, умение слушать сверстника. В индивидуальной беседе с детьми я предлагала дошкольникам рассказать о том, какая профессия им нравится больше всего и «почему?» С целью активизации знаний детей о труде взрослых, развития мышления, я использовала в работе проблемные ситуации, такие как, «Что будет, если шофер не привезет продукты в детский сад?. если помощник воспитателя не будет следить за порядком в группе?. если дворник не будет расчищать дорожки от снега?.». Данный метод работы позволил расширить представления детей о важности той или иной профессии, а также способствовал дальнейшему формированию уважительного отношения к результатам труда взрослых. Немаловажное место в работе по развитию навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых занимали дидактические и настольно – печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Какие профессии ты знаешь?», «Кто что делает?», «Опиши, я отгадаю», «Что к чему?», «Помоги собрать предметы». В ходе данных игр не только закреплялись знания детей о труде взрослых, но и активизировался словарный запас, дети продолжали учиться составлять последовательный рассказ, отвечать на вопросы предложением. Кроме того, я продолжала учить детей играть по правилам, договариваться о роли ведущего. Следует отметить важность использование в работе по ознакомлению с трудом взрослых такого метода, как включение детей в практические действия: дежурства, поручения, коллективный труд, которые позволили приблизить дошкольников к участию в трудовой деятельности (расставить чашки, разложить ложки и вилки, убрать игрушки по местам, сложить карандаши в коробки, оказанию помощи взрослым. Данный метод позволил формировать у детей умение договариваться по ходу выполнения трудовых действий : «Я буду раскладывать ложки, а я – вилки». Я уберу баночки с водой, я соберу подставки для кисточек». Кроме того, детям предоставлялась возможность осознать, что их действия подчинены одной цели, а коллективный труд приводил их к одному результату: все слепили печенье и бублики, приготовили угощения для куклы Маши, все дети приклеили цветы, получилась одна большая цветочная поляна. В ходе выполнения режимных моментов я использовала произведения, рекомендованные программой: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Г. Виеру «Мамин день», Е. Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки…», Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», Н. Найдёнова «Ольга Павловна», «Наши полотенца», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер». Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. В данной игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют их в созданной игровой обстановке, обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых, регулируют взаимоотношения. Наблюдая за сюжетно – ролевой игрой детей, я стремилась разнообразить их действия путем внесения нового атрибута, сюжета игры, следила за сменой детских ролей с целью повышения интереса к игровой деятельности, продолжала учить дошкольников вести диалог по ходу игры, напоминала о соблюдении игровых правил. Сюжетно-ролевая игра является проводником детей в профессию взрослых, дает радостное осознание того, что ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры. Данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, дети расширяют свои знания о труде взрослых, развитию диалогической стороны речи, учит детей договариваться, а содержание сюжетно – ролевой игры помогает осознать детям основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Трудовое воспитание детей в ДОУ не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания, так как в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, который ежедневно совершается взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей   уделяю взаимодействию с родителями. С этой целью даю родителям рекомендации, советы, провожу беседы по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома, по формированию у детей представлений о труде взрослых, мире профессий, формированию уважительного отношения к результатам труда взрослых.

Публикации по теме:

Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками Полноценная жизнь каждого человека невозможна без контактов с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих.

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом Растить гражданина-патриота нужно начинать с дошкольного возраста, Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат.

Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования» Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования. Коллекционирование – одно из древнейших.

Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира» Китайская пословица глоссит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», на своем опыте я убедилась, что.

Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования» Слайд 1 Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование.

Доклад «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Слайд 1 Тема доклада: «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Воспитатель: Мошнова Ирина.

Сообщение из опыта работы «Формирование творческих способностей детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой»Сообщение из опыта работы «Формирование творческих способностей детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой» Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого.

Игры для развития навыков общения со сверстниками Игры на развитие навыков общения со сверстниками. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. Цель: развитие коммуникативных навыков детей,.

Игры на развитие навыков общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Возраст: 3-4 года.

Развитие свободного общения ребенка со взрослыми и детьми. Общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Развитие навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых»
Опубликовано: 22 августа 2016 в 21:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД