Галина Мохова
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС
ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды. Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Но, насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Создавая РППС в группе, мы постарались учесть все направления развития ребенка. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности. Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Созданная РППС способствует обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечивает целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.
Публикация «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При формировании РППС в группе мы изучили методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования. Благодаря организации игровых зон и уголков, в группе созданы условия для различных видов деятельности. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет по желанию ребенка один и тот же игровой уголок преобразовывать в другой. Так, природный может стать местом уединения, книжным или исследовательским центром. Таким образом, преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что дети меньше конфликтуют между собой: редко сорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Наблюдая за детьми, мы получаем много интересной и ценной информации. Это помогает нам вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем.
Организационные условия создания РППС в группе : - среда наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития» - оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность - все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей - предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением - материалы постарались разместить функционально. - предметы выполняют информационную функцию об окружающем мире, стимулируют активность ребенка - среда полифункциональна (материалы используются и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности) - среда имеет подвижные границы Групповая комната представлена тремя зонами : активной, рабочей и спокойной.
Условная схема пространства группового помещения:
Уголок экспериментирования, уголок познавательно-исследовательской деятельности, дидактический уголок, уголок релаксации, книжный уголок, мини-музей, спортивный уголок, уголок ролевых и режиссерских игр, уголок музыкально-театрализованной деятельности, уголок конструирования.
Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: центр искусства и детского творчества, познавательно-речевой центр (книжный уголок, центр науки (уголок природы и экспериментирования, центр математики, региональный центр, центр театрализованной деятельности, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, спальное помещение и раздевалка.
Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, пластилинография, которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии «Я учусь рисовать», «Искусство оригами», «Я учусь лепить», репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры. Детские работы присутствуют в оформлении в группе и на выставочном стенде.
Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Дети знакомятся с глобусом, картами, коллекциями, сувенирами. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.
В книжном уголке размещены книги для детей: энциклопедические, книги по интересам детей, различные рассказы и сказки.
Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?», на следование и чередование. Детям доступны тетради, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы, и многое другое. Учебный центр нравится детям тем, что в нем расположены интересные дидактические игры, познавательная литература, пособия – направленные на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания. Большое внимание уделяется формированию у дошкольников чувства патриотизма. В группе выделено место для регионального уголка, где мы знакомим детей с национальной культурой, традициями и обычаями населения РА.
Для расширения познавательного опыта организована зона экспериментирования, содержащая различные природные материалы, оборудование и приборы для экспериментов, предметы рукотворного мира, макеты, ёмкости с сыпучими продуктами, мерные стаканчики и воронки, а также бросовый материал, дидактический материал для детей по экологическому и познавательному развитию. Здесь же вниманию детей представлены дидактические игры познавательные книги о мире животных и растений и т. д.
Центр природы – служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В уголке мы учимся ухаживать за растениями, наблюдать, проводить простые опыты и занятия природоведческого характера, размещаем детские поделки из природного материала и экспонаты природы. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Оформлена картотека проведения опытов. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.
Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и прочее, для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов. Выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Салон красоты», «Строители», «Шоферы» и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании РППС учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.
Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; дорожки со следами»; кольцебросы; карточки – схемы с изображением различных физических упражнений; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки и ходьбу по дорожкам с изображением следочков, подлезание под дугу, игры с мячом и т. д. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.
Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров. Центр театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. Центр хорош тем, что в нем наши дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В спальной комнате создана атмосфера покоя, равновесия. Окна закрываются шторами, для того, чтобы детям во время сна не мешал яркий, солнечный свет. В приемной имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована папка – передвижка, в которой собраны консультации для родителей. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т. к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:
- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
- музыкальная терапия – регулярные муз. паузы, игра на детских муз. инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);
- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка. Педагогический коллектив нашей группы не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом является творчество и фантазия.
Таким образом правильно организованная РППС позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.