Елена Копачёва
Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке
Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке
Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира.
Публикация «Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Важнейший вид поисковой деятельности – экспериментирование. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Н. Поддьяков)
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:
--- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
--- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
--- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
--- проверка гипотез (отбор нужных средств, реализация в действии);
--- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
--- формулирование выводов.
Эксперименты классифицируются по разным принципам. ПО ХАРАКТЕРУ ОБЪЕКТОВ, используемых в эксперименте: опыты с растениями, с животными, с объектами неживой природы, а также опыты, объектами которых является человек. ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ: в групповой комнате, на участке, в лесу, около водоема, в степи и т. п. ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ: индивидуальные, групповые, коллективные. ПО ПРИЧИНЕ ПРОВЕДЕНИЯ: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
ПО ХАРАКТЕРУ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: эпизодические (проводимые от случая к случаю) и систематические. ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут). ПО КОЛИЧЕСТВУ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ОБЪЕКТОМ: однократные, многократные или циклические. ПО МЕСТУ В ЦИКЛЕ: первичные, повторные, заключительные и итоговые. ПО ХАРАКТЕРУ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ: констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, какой будет результат, решение экспериментальных задач. ПО СПОСОБУ ПРИМЕНЕНИЯ: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.
В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты.
1. Определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит. 2. Разнообразные проявления живых существ: способы функционирования, для животных – разные формы поведения. 3. определение свойств и характеристик объектов и их частей: цвета, размера, формы, особенностей поверхности. 4. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции ( что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается, какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый, почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается. Чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Для того чтобы наглядно проследить сезонные изменения в живой и неживой природе можно использовать различные модели календарей наблюдений (круговая диаграмма, календарь природы, где с помощью значков, символов, условных обозначений дети фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений, животными, приметами каждого времени года. Творческое познание природы способствует формированию у детей представлений об ее основных закономерностях. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними начинают с 4-х лет. В этом возрасте развивают у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки – снег, дождь, град; выделяемые свойства песка, воды; утро – вечер, день – ночь и т. п., а также знакомство с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникают познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия – зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, кинестетическую и др. Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно их называть, ориентируясь на характерные признаки – форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Знакомятся с функциями органов : корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды; главная функция листьев – поглощение солнечного света; цветок – это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения.
В содержание наблюдений за животными включаются следующие компоненты.
1. Способы передвижения: как и с помощью каких органов оно происходит. 2. Облик: части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов. 3. Ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются. 4. Как реагируют на окружающее. 5. Среда обитания: особенности местности, корм, другие животные – соседи (враги, нейтральные). 6. Взаимоотношения с людьми – реакция на их появление. 7. Жизненные проявления в разные сезоны: как изменяется их окраска в переходные сезоны, как они строят гнезда, запасают корм и ищут его зимой.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой; предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно – действенного к наглядно – образному и логическому. Методические рекомендации по проведению экспериментирования встречаются в работах Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой. Авторы предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В ходе проведения исследований было найдено несколько общих правил, соблюдение которых позволит решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к этой работе творчески.
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: - прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; - формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; - учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Большое внимание уделяется созданию предметно – пространственной среды, которая способствует самостоятельному приобретению детьми опыта и активизации их поисковой активности. Материалы распределяются по разделам: «Песок и вода», «Магниты», «Стекло», «Резина», «Глина», «Камни», «Бумага», расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В процессе работы постоянно пополняется предметно – пространственная среда. В зависимости от выбранной темы изготовляются знаки – символы, поделки, папки – передвижки, фотоматериалы, презентации.
Проведение опытно – экспериментальной деятельности требует соблюдения правил техники безопасности:
1. Бери только нужные для работы материалы.
2. С сыпучими материалами работай на подносе.
3. Пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен в том, какое вещество ты пробуешь.
4. Окончив работу, положи все материалы на место.
Для фиксирования результатов опытов можно разработать карты экспериментов по каждому опыту, вести папку «юного ученого», календарь наблюдений, если опыт длительный зарисовать все его этапы в виде рисунков или моделей. Вместе с детьми можно подготовить карточки – схемы с изображением предлагаемых опытов. Результаты проводимых исследований фиксировать в индивидуальных дневниках наблюдений.
Результатом реализации детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
В заключении хочется привести слова академика Т. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
В настоящее время появилось много литературы по развитию познавательных способностей детей, организации и проведению экспериментальной и опытной деятельности.