МААМ-картинки

Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста

Татьяна Лаврова
Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста

Развитие изобразительных и творческих способностей у детей — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста ребёнка, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Публикация «Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста» размещена в разделах

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку — одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Не стоит ограничивать детскую свободу и раскованность. Пусть занятия по рисованию и лепке станут для малыша интересным средством познание окружающего мира.

Дети раннего возраста только начинают знакомиться и действовать с различным изобразительным материалом. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно дер-жать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обу-чения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии, кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей — прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого — научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность

Педагог должен стремиться, эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.

Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрационный материал, предварительное рассматривание, наблюдения и т. д.

Пользоваться приёмом «показ» надо очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изображения. Максимально побуждайте детей к самостоятельному нахождению различных способов изображения. Всячески поощряйте за оригинальное и своеобразное решение.

Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональной, речевой, двигательной активности детей, индивидуальности каждого ребенка, развитию его творческих качеств и художественно творческих способностей. Он должен заставлять ребенка всматриваться, наблюдать за окружающими объектами, будить фантазию, воображение, творческое мышление.

Также для развития у ребёнка творческих способностей, фантазии, воображения, мы используем различный изобразительный материал : краски, карандаши, фломастеры, мел. Используем разные техники рисования: пальчиком, ладошкой, кистью, печаткой, палочкой на земле, снеге, мелом на асфальте. После дети сами будут выбирать способ изображения. Учим малышей находить сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами. Готовые детские рисунки мы не убираем, а вывешиваем для просмотра родителями.

Важным видом изобразительной деятельности является лепка, в процессе которой происходит развитие у детей чувств, восприятия и представления.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

На занятиях лепкой мы знакомим детей с пластилином, солёным тестом, их свойствами.

Учим детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их, друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.).

Учим раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники, украшать их. Учим соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т. п.)

Помимо отдельных фигур, мы создаё м с детьми картины из пластилина: «Мозаика», «Дерево» и др.

Приучаем детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Для того чтобы развить у детей творчество, воображение, эстетические чувства, мы показываем малышам разные способы лепки. Например, для того чтобы слепить гусеницу, можно скатать колбаску и налепить на неё глазки, а можно собрать гусеницу из шариков. Разными способами мы изображаем и пластилиновые картины. Отщипываем кусочки пластилина и лепим их на картон; а можно расплющить пластилин или тесто, а из него формочкой вырезать какую-либо фигуру и прилепить её на плотную бумагу.

Украшаем готовые поделки семенами, крупой, пластилином или тестом другого цвета. Создаём композиции из ранее вылепленных детских работ.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Занятия рисованием, лепкой доставляют большое удовольствие малышам, здесь они отражают не только то, что видят вокруг, но имеют возможность проявить собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Поэтому мы рисуем и лепим с детьми и в свободное от занятий время.

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования» Слайд 1 Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование.

Доклад по самообразованию «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста» В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста,.

Доклад «Развитие коммуникативных способностей» Театр как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста В соответствии с ФГОС речевое развитие включает владение.

Консультация для родителей на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста Данная методическая разработка рекомендована музыкальным руководителям ДОУ и раскрывает специфику развития музыкально-сенсорных способностей.

Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Эссе на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста
Опубликовано: 17 октября 2016 в 22:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД