Папки-передвижки

Консультация «Роль воспитателя в развитии СРИ детей старшего дошкольного возраста» на педсовете

виктория псанукова
Консультация «Роль воспитателя в развитии СРИ детей старшего дошкольного возраста» на педсовете

Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей

старшего дошкольного возраста»

Все помнят мультсериал «Маша и медведь», где главная героиня бегает за

Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» По замыслу

авторов, видимо, медведь являет собой образ воспитателя, не желающего

играть с ребенком.

А между тем с введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые

традиции, прежде всего, возвращается игра как ведущий вид деятельности.

Публикация «Консультация „Роль воспитателя в развитии СРИ детей старшего дошкольного возраста“ на педсовете» размещена в разделах

«Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,

предполагают. построение вариативного развивающего образования.

через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение

игрового времени и пространства» (п. 3.2.5.)

Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит

ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать,

различать те или иные геометрические фигуры. Результат очевиден - дети

лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не

обойтись, но его место - второе, на первом должна стоять игра.

По мнению В. М. Григорьева, современные дети «стали играть не меньше,

а хуже». В настоящее время, при отсутствии дворов, старших сестер и

братьев, кто, как не воспитатель, должен познакомить детей с интересными

играми! Общепринятым стало утверждение "Необходимо учить детей

играть" И педагог учит: задает тему, строит игру, распределяет роли,

развивает сюжет, оценивает действия детей. Таким образом,

самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком

прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный

для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий,

дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры

перестают вызывать интерес у детей.

Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра

выполняла свои обучающие и развивающие функции?

у спешность сюжетно - ролевой игры зависит от организационной

деятельности педагога.

Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать,

воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже

не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить

детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой.

Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в

процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести

нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие,

свободно оперировать элементами игровых сюжетов - событиями,

персонажами (ролями, их действиями, уметь с детьми каждого возраста

развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком

новых игровых способов, умений.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так,

чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с

обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого, можно

выделить три группы методов:

1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями,

представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения,

экскурсии, встречи с людьми разных профессий; чтение произведений

художественной литературы; беседу - рассказ с использованием

иллюстраций,фотографий,картин,репродукций;инсценировки

литературных произведений; этические беседы, презентации, участие детей в

проектах.

II группа методов. Методы, способствующие становлению и развитию

игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное

участие воспитателя в творческой игре, исполнение ведущей или

второстепенной роли. Кроме того педагог помогает детям в реализации

знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов,

подбора игрового материала, беседы - разговора по поводу замысла игры,

распределение ролей, подведения итогов.

III группа методов связана с обучением детей конструированию из

строительного материала, обыгрыванию построек и изготовлению игрушек.

Это совместное с детьми конструирование построек, рассматривание образца

воспитателя, показ приемов конструирования, использование фотографий

детских построек, схем и рисунков построек.

Н. я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы

организации сюжетно - ролевой игры в ДОУ.

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает

позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым

ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет

инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного

детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы

дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее

построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного

детства необходимо при формировании игровых умений одновременно

ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на

пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной

игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом,

игрушками. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем,

местом и материалом для самостоятельной игры.

Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их

самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны

взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры

(индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что

в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

Рассмотрим некоторые приемы на примере игры «КОСМОС» в

ста ршей группе.

Но сначала я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, описанную Д. Б.

Элькониным.

Анализ ситуации (Экспериментальная ситуация, описанная Д. Б.

Элькониным)

«Воспитатель подготовительной группы организовала для детей

экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными

- с их внешним видом, повадками, образом жизни т. д. По окончании

экскурсии она побеседовала с детьми о тех животных, которых они

наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что

они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие

дни в запланированную воспитателем игру не играли.

Тогда воспитатель повторила экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе

второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с

деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их

проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют

кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных,

ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.

д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в

игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет»

- Как вы думаете, почему игры не получилось после первой

экскурсии?

Первая - это сфера предметов (вещей, как природных, так и созданных

руками человека; вторая-сфера деятельности людей и их отношений.

На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у

ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое

ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например,

наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом,

машинами развивают у детей представления об окружающем, но

существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и

развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с

окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки,

отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о

других людях, управляет транспортом и т. п.)

Поэтому на подготовительном этапе мы старались больше беседовать

об игровых действиях каждой роли:

- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит

связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

- космонавты - летят в космос, выполняют приказы капитана корабля,

выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

- инструктор по полёту - руководит полётом С космодрома;

- инопланетяне - наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в

контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько

инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;

- репортёры - ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в

конференции;

- мед. персонал - проводят мед. обследование команды корабля и

инопланетян;

- родственники - провожают и встречают космонавтов, организуют

концерт, участвуют в репортажах.

- бортинженер - внимательно следит за показаниями приборов пульта

управления полётом и стыковки.

- диспетчер - принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

Немало важную роль играет обогащение речи детей ролевыми

диалогами.

Например:

Руководитель полета:

- Космонавты, занять свои места!

Командир корабля:

- Есть занять свои места!

Руководитель полета:

- Пристегнуть ремни!

Командир корабля:

- Есть пристегнуть ремни!

Руководитель полета:

- Экипаж к полету в космос готов?

Командир корабля:

- Экипаж готов к полету в космос!

Руководитель полета:

- Внимание! До пуска осталось 5 минут. 5-4-3-2-1 Пуск!

Командир корабля:

- Есть «пуск»! 2 минуты - полет нормальный! 5 минут - полет

нормальный!

Руководитель полета:

- Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите.

у воспитателя всегда должны быть наготове несколько вариантов

развития игры : поломка корабля, заболел космонавт, выход в открытый

космос, встреча с инопланетянами.

На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети

сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

к пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно -

ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что

же нужно для дальнейшего развития детской игры? Одна из линий развития

сюжетной игры старшего дошкольника - игра-фантазирование.

По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в фгос-

инициативность.

и что лучше, чем игра - фантазирование сможет развить воображение,

творчество, инициативность? Как писал л. с. Выготский, «игра ребенка не

есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой

действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

В игре на тему «Космос» пространство для фантазии безгранично. Выйдя

про гуляться по планете, с нами могут произойти встречи с неземными существами, удивительные приключения. Но чтобы сюжет оказался

завершенным, надо правильно построить работу с детьми. В этом мне

помогает программа ТРИЗ.

Раздел пособия NQ 4 "Обучение дошкольников составлению текстов

сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной

деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки

различных типов. Предлагаются различные модели составления сказок:

• модель составления сказки с помощью метода "Каталога",

• модель составления сказки с помощью метода "Морфологического

анализа"

,

• модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",

• модель составления сказки с помощью метода "Волшебного

треугольника"

• модель составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов

фантазирования)

я пользуюсь такой моделью сочинения сюжета:

Жил - был Кто?

Он был Какой?

Герой пошел Куда?

Встретил там Кого?

Сделали вместе Что?

Узнали О чем?

Вместе пошли Куда?

Все закончилось хорошо.

Игра продолжается 10-15 минут. Воспитатель должен вести игру

эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые

частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к

реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в

самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.

Очень важно правильно закончить игру. Ряд исследователей проблем

детской игры придерживаются мнения, что педагогическая ценность игры в

значительной мере зависит от обеспечения возможности «доиграть», то есть

не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена (корабль

«приплыл» в порт, космонавты «приземлились» и т. д.). В противном случае

у детей остается чувство неудовлетворенности, неразрешимого напряжения,

которое может препятствовать формированию ценных нравственных

мотивов и свести на нет все положительные воздействия игры на личность.

Нельзя забывать про последний этап - оценка игры. У знать мнение детей :

что понравилось, что нет. Как будем играть в следующий раз.

Так, возвращаясь из космического путешествия, нас встречают

журналисты. Расспрашивают нас о том, что интересного мы видели, как наше

самочувствие и т. п.

Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит,

полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный

отклик. Значит, вы все сделали правильно!

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль воспитателя в развитии СРИ детей старшего дошкольного возраста» на педсовете
Опубликовано: 16 января 2020 в 09:00
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД