Лучший педагог года

Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории

Ольга Подузова
Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме:

«Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории»

Слайд1

Следуя работе с детьми в соответствии с данной программой дошкольного образования: «От рождения до школы», развивая познавательно- исследовательскую деятельность и расширяя опыт ориентировки в окружающем, формируя первичные представлений об объектах окружающего мира, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. И я решила не упустить эту возможность и начать с детьми поисково - познавательную деятельность.

Публикация «Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, всё усваивается прочно и надолго.

Прежде, чем начать работу по экспериментальной деятельности с детьми, мною были изучены программы, методические разработки, рекомендации следующих авторов:

• Т. М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»

• Л. В. Рыжова. «Методика детского экспериментирования»

• В. Н. Чернякова. «Экологическая работа в ДОУ»

• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

• Т. А. Шорыгина. «Беседы о природных явлениях и объектах», «Беседы о воде в природе»

Почему мною выбран именно этот программно- методический комплекс?

В этих книгах наиболее доступно представлены конспекты образовательной деятельности, беседы, наглядный материал, рекомендации по организации детской экспериментальной деятельности.

Изучив методическую литературу по детской поисково- познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Подборку практического материала распределила по разделам «Живая природа» и «Неживая природа», по темам – с указанием названия опыта, развивающих задач, необходимых материалов и оборудования. Разработала модифицированную программу: «Что, где и как?

Цель: «Развитие познавательного интереса и активности ребёнка»

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задачи:

Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук

Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях

Воспитывать бережное отношение детей к родной природе

Слайд2.

С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми и родителями оборудовали центр-лаборатория «Лаборатория Знайки» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. В «Лаборатории Знайки» находятся мини- коллекции природных материалов, приборы- помощники, прозрачные сосуды, бросовые материалы, технические материалы и т. д., так же подборка серии книг по детскому экспериментированию для детей. (дети с удовольствием их рассматривают и пытаются повторить опыты. Я подобрала серию экспериментов с объектами неживой природы, которые я использую в работе с детьми.

Для повышения уровня знаний детей разработала перспективный план своей деятельности и деятельности детей

Чтобы у детей не пропал интерес использовала на занятиях различные методы и формы обучения :

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

• Ведущими методами изучения является наблюдение и эксперимент

• Словесные методы : беседа, пояснение, художественное слово о природных явлениях (специфика применения этих методов заключается в том, что воспитатель создает яркие картины реальных событий, а дети устанавливают общие закономерности)

• Опыт, фиксация результатов наблюдений

Метод экспериментирования (с различными художественными материалами, нетрадиционными формами рисования, лепки)

Организационные приемы: подбор и расстановка соответствующего оборудования, инвентаря для проведения опытов, напоминание детям правил техники безопасности при проведении опытов, работе с материалами

Игровые приемы с привлечением различных сказочных персонажей: Дед Знай, Капелька, Зайка-любознайка, ПочемучкаСобственная продуктивная деятельность детей: практическая деятельность, индивидуально-коллективный труд

• Мотивационный (убеждение, поощрение)

Игровая деятельность: дидактические игры, подвижные игры

• Эвристический (развитие находчивости и активности)

В ходе экспериментов я обогащала опыт детей,они практически осваивали свойства и качества материалов, участвовали в исследовании различных природных материалов.

Слайд3,4,5,6,8

Детям интересно было узнать, как получаются мыльные пузыри, как звучат предметы, определить свойства воздуха, плавучести предметов, какие бывают камни?

Экспериментируем с различными материалами

Слайд9

Изучаем,как происходит извержение вулкана

Слйд10

С помощью чего, мы видим и слышим?

Слайд11

Д/И «Узнай по запаху»

Слайд 12

С помощью чего мы видим и слышим?

Слайд 13

Д/И «Что как звенит?»

Слайд 14,15

Во время совместного исследования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы.

Все занятия с детьми провожу с использованием опытов и экспериментов.

Например: изучая, свойства песка, рассматривая песок через лупу, дети сами сделали вывод, что песчинки разной формы и сыпучие, но если мы смочим песок водой, то песчинки склеиваются между собой и из них можно лепить. В конце каждого занятия подвожу итог. Задаю детям вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Чему научились?», «Что вам было интересно?», «Что еще вы, хотели бы узнать?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен материал детьми. Что и о чём ещё нужно им рассказать.

Эксперименты проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Дети с интересом наблюдают за свойствами снега на прогулках, определяют его качества.

Исследуем свойства воды

Слайд 16

Наблюдаем за таянием льда

Слайд 17

Экспериментируем с красками

Слайд18,19

Чтобы поддержать интерес детей к эрспериментированию, разработала исследовательско- творческий проект «Для чего нужна вода?»

Для привлечения родителей к экспериментальной деятельности в нашей группе организовала мастер- класс «Маленькие исследователи» по экспериментированию совместно с детьми.

Слайды: 20,21,22

Целью мастер- класса:знакомство родителей с экспериментированием в неживой природе

Задачи:

Образовательные:Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.

В этом учебном году начали свои исследования с цифровой лабораторией для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»Главный герой- мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир.

Дети узнали, что существует набор, в котором есть цифровой датчик, сделанный в виде

божьей коровки, который обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На занятиях по всем предложенным темам в лаборатории в ходе игры ребенку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

Например, при изучении темы «температура», дети узнали, что разные объекты имеют разную температуру. Познакомились с понятиями : «градус», «ноль градусов», «температура для человека», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды».

Познакомились с понятием «звук», «звуковая волна», узнали, каким он бывает: «высоким и низким», «громким и тихим» звуки отличаются друг от друга. Наблюдали, как меняется рисунок звуковых волн при игре на ксилофоне, флейте, исследовали звук свистка. Провели исследование со своим голосом.

Работая с лабораторией свет, дети выяснили, что свет- это электромагнитная волна, распространяющаяся от источника света, узнали о влиянии света на жизнь растений и человека, что длительное отсутствие солнечного света зимой отрицательно сказывается на здоровье человека. Измеряли освещенность помещения, силу света фонарика. Узнали, что скорость света очень огромная.

Все исследования очень доступно и интересно проводить с мальчиком «Наураша»

Нам еще предстоит познакомиться с новыми понятиями и поработать в лабораториях

«Электричество», «Кислотность», «Магнитное поле», «Пульс».

Уважаемые коллеги, я с уверенностью могу сказать, чтодетское экспериментирование, как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Знакомство ребёнка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным – исследователем, первооткрывателем. И большим помощником в этом будет цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Всем успехов в работе!.

Слайд 23

Прикреплённые файлы:

yeksperementirovanie_ek8i4.pptx | 17000,56 Кб
 
Публикации по теме:

Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Развитие экологического образования как нового направления дошкольной.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «В волшебной лаборатории воздуха» Воспитатель: Гертнер.

Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Путешествие в страну Кисляндию»Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Путешествие в страну Кисляндию» Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша.

Познание окружающего мира с маленьким гидом по имени Пчелёнок «ПОЗНАНИЕ» - это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о.

Презентация «Методы познания окружающего мира» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Развитие у ребенка представлений о физических свойствах окружающего мира Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Самоанализ урока окружающего мира Самоанализ урока Урок окружающего мира был проведен во 2 «Б» классе учителем начальных классов Дорофеевой Надеждой Владимировной по УМК.

Урок окружающего мира 3 класс «Размножение и развитие животных» Цели урока: Образовательные: • создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных,.

Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне» Дата проведения урока: 14.11.2017 г. Учебный предмет: окружающий мир. Класс:4 Школа: МБОУ ООШ №9 Учитель: Степанова Людмила Владимировна.

Конспект ОД «Зрение как орган познания окружающего мира» Тема ОД: Зрение как орган познания окружающего мира Цель: Обогащение знаний детей подготовительной группы об органах чувств Задачи: 1).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории
Опубликовано: 20 января 2018 в 13:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД