Папки-передвижки

Проектная деятельность «По страницам любимых сказок»

Кейметинова Антонина
Проектная деятельность «По страницам любимых сказок»

Введение

Г. И. Песталоцци сформулировал важное правило: знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств. Многие родители большое внимание

уделяют развитию интеллектуальной сферы детей. А о самой важной для дошкольного возраста эмоциональной сфере ребенка они забывают.

Публикация «Проектная деятельность „По страницам любимых сказок“» размещена в разделах

Одним из самых эффективных методов работы с дошкольниками, испытывающими часто эмоциональные и поведенческие затруднения, является проектная деятельность «По страницам любимых сказок». Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особое настроение, вызывает добрые чувства. Она удовлетворяет 3 естественных психологических потребностей ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решение, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в собственной компетентности. Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, все время находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.

В ходе проектной деятельности мы убедились в том, что велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы дошкольников. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Новизна нашей работы состоит в том, что в процессе работы над сказкой, дети сами исследуют, сами творят, сами играют в процессе знакомства со сказкой. Идет активная работа над поступками героев: они выясняют, почему герой поступил так. Художественное творчество в процессе восприятия сказки можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности.

В начале своей проектной деятельности мы поставили цель : создать условия для духовно- нравственного развития детей в процессе ознакомления со сказками, используя продуктивную художественно - творческую деятельность.

Цель работы предполагает осуществление следующих задач:

1. Помогать детям усвоить духовно -нравственные категории (добро-зло, послушание-непокорство,мир-вражда, трудолюбие -лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизация их эмоциональной сферы.

3. Развивать связную речь дошкольников, обогатить их словарный запас.

4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца.

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В ходе апробации проектной деятельности мы ожидаем следующие результаты:

- усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

- позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

- готовность проявлять сопереживание, сострадание и радость;

- гармоничное развитие внутренней жизни ребенка, эмоциональной сферы.

Практическая часть. Методы работы со сказкой во второй младшей группе «Пчелка» МДОУ ЦРР - детский сад №86 «Колокольчик».

В рамках проекта мы знакомили детей со сказками «Репка», «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц».

Например, при знакомстве со сказкой «Репка», детей подводим к пониманию ответственности за общее дело, значимости даже малой помощи, о значении дружбы в жизни.

Эта сказка развивает умение откликаться на просьбу, принимать помощь, учит детей делать дело вместе, дружно, слаженно. После рассказывания сказки, проводится беседа о сказке, в ходе которой выясняется, что сообща можно преодолеть любые трудности, что дружба во всем помогает. Затем каждый ребенок на своем фланелеграфе выкладывает силуэты героев сказки «Репка», с помощью разноцветной пряжи доделывает недостающие части тела персонажей. Эта техника называется ниткописью. У каждого получается красивое сказочное панно. Дети испытывают при этом чувство эстетического удовлетворения от своей работы. Развивается мелкая моторика рук.

Знакомство с каждой сказкой сопровождается активной работой над поступками героев, почему герой так поступил и к чему это привело? Вместе работа над сказкой идет в форме увлекательной творческой работы. Деятельностный подход позволяет ребенку быть активным творцом, а не пассивным наблюдателем.

Приведем пример алгоритма работы, предшествующей драматизации сказки «Колобок». Игра-драматизация развивает творческие способности каждого ребенка средствами театрального искусства, обогащает его художественными впечатлениями. Сначала детям показываем сдобные изделия из теста. Предлагаем слепить колобок из теста. Затем рассказываем сказку, беседуем с детьми по ее содержанию. Проводим обыгрывание с детьми образа Колобка через мимику, пантомимику, интонации, а также других героев.

Яркие красочные костюмы, заранее сшитые родителями, помогают им войти в образ. Маленькие дети- замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть какого-то костюма, как он сразу входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми возможностями и качеством. Дети любят играть, перевоплощаясь в кого-то или во что-то. Быстро запоминают слова героев и учатся эмоционально проговаривать их. Малыши учатся двигаться, говорить как Колобок,

Заяц, Лиса, Волк, Медведь. Игры- драматизации -важнейшее средство развития эмпатии, то есть способности к сочувствию, сопереживанию, умению распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жесту, интонации. Музыкальные фрагменты усиливают незабываемые впечатления у детей.

Детям в игре-драматизации предоставляем возможность меняться ролями. Каждый может проявить свое творчество. Спектакли идут сначала с одним составом, а затем с другим составом.

В ходе беседы детям здесь дается понятие о хитрости и осторожности, самонадеянности и осмотрительности, хвастовства и лени.

В рамках проекта «По страницам любимых сказок» мы знакомим детей не только со сказками, но и развиваем их воображение, творческие способности, совершенствуем их диалогическую и связную речь, даем правильные установки в привитии жизненных ценностей.

В процессе работы мы активно используем методы, которые позволяют не только обогащать и закреплять знания детей, но и предполагают работу по развитию речи. Нами разработана дидактическая игра «Чемодан сказок», играя в которую дети закрепляют усвоенные знания.

В работе над проектом активное участие принимают и родители. Они совместно со своими детьми создали «Энциклопедию сказок» и настоящий мини-музей, экспонатами которого являются продукты деятельности художественно творчества детей и родителей.

Этапы реализации проекта «По страницам любимых сказок».

Проект по времени проведения является долгосрочным, по доминирующей деятельности : творчески-исследовательский. Дети исследуют окружающий мир, внутренний мир человека, взаимоотношения людей посредством сказок, размышляют над явлениями, их причинно- следственной связью, над поступками и действиями героев. В то же время они своими руками творят, моделируют, воссоздают сказку через различные поделки.

Организацию и руководство проектом осуществляют воспитатели, а партнерами являются родители. Родители готовят красочные привлекательные костюмы, стенгазеты, плакаты с иллюстрированными пословицами, изготавливают совместно с детьми персонажей из различных материалов для «Чемодана сказок», для мини-музея создают диковинные экспонаты по сказкам.

Работа над проектом идет в три этапа :

1. Организационный этап. Изучение методической литературы, интернет-ресурсов по теме проекта, подбор необходимых материалов. Составление перспективного плана по реализации проекта. Разработка и изготовление дидактической игры и пособия.

2. Практический этап. Он непосредственно связан с образовательной и совместной деятельностью с детьми. Это игры драматизации, творческие работы, сюжетно-ролевые игры, викторины. Сюда же входит изготовление «Чемодана сказок», экспонатов мини-музея «Волшебная страна сказок», подготовка стенгазет, мини-проектов по сказкам, презентация семей своих работ по выбранным сказкам.

3. Итоговый этап. На этом этапе становятся видны результаты работы над проектом. Окончательно создается книга «Энциклопедия сказок», дидактическая игра «Чемодан сказок», открывается мини-музей «Волшебный мир сказок».

Развивающая среда: картинка с сюжетом сказки «Репка», фланелеграф для каждого ребенка, силуэты персонажей, цветная пряжа, костюмы для детей.

Мониторинг эмоционального состояния детей второй младшей группы «Пчелка»

В группе всего 37 детей.

В ходе реализации проекта проведено повторное психологическое обследование. Наблюдается положительная динамика в поведении, самочувствии, настроении и других параметров психологического состояния. Отмечено, что высокая тревожность наблюдается у 25 процентов детей, низкий уровень самооценки у 31 ребенка, настроение и самочувствие ниже удовлетворительного у 27 процентов детей.

Следует отметить, что при этом педагоги в течение этого времени не менялись, и окружение было тем же. Просто дети были вовлечены в проектную деятельность «По страницам любимых сказок», которая оказала на них благотворное влияние.

Заключение

Проведение вдумчивой, кропотливой и творческой работы по реализации проекта, как мы убедились на своем опыте, помогает усвоению детьми духовно-нравственных категорий и правил доброй, совестливой жизни. Атмосфера в коллективе стала теплой, доброжелательной, дети стали более дружелюбными, коллектив -сплоченнее.

Анализируя ход занятий по проектной деятельности, воспитатель чувствует, что дети становятся более осведомленными, у них расширяются знания об окружающем мире, их речь становится более мягкой, красивой, звучной. Педагог чувствует усвоение ими добродетели, направленность и открытость к добру.

Мониторинг психологического состояния мы проводим планово в ходе проектной деятельности «По страницам любимых сказок»

Использованная литература

1. Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. - М., 2006 г. - Издательство «Пресса»,-с. 268.

2. Бережная Е. В. Воспитательный потенциал сказки. - С-П., 1998 г. - Издательство «Педагогика».-с 154.

3. Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. - М. ,2012 г. -Издательство «Мысль»- с. 238.

4. Скрыжова Л. В. - М. ,2010 г., - Методы работы со сказкой. - Издательство «Детство-Пресс»- с. 354.

5. Семенова А. И. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников-М., 2004 г. - Издательство «Апрель»- с. 168.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «По страницам любимых сказок»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 17:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД