МААМ-картинки

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшей группы

Светлана Коткова
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшей группы

Дошкольный возраст – возраст, ведущим видом деятельности которого является игра. Это и дидактические игры и подвижные и сюжетно-ролевые игры и многие другие. Сегодня мы подробнее рассмотрим сюжетно-ролевые игры и их роль в развитии диалогической речи детей ДОУ.

Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшей группы» размещена в разделах

Сюжетно ролевая игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Практически все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

В ходе сюжетно-ролевой игры между детьми возникают контакты двух типов: деловые (или партнерские, которые определяются необходимостью решения организационных вопросов, и ролевые – т. е. диалоги в соответствии с принятой ролью, составляющие содержание совместной игры.

Диалогическая речь – наиболее ранняя форма речи, (с греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами. Для диалогической речи характерны содержательная и конструктивная связь реплик: вопрос – ответ – добавление (пояснение, уточнение) – согласие (возражение) и т. д.

Любая роль сюжетно-ролевой игры содержит в себе отношения и подразумевает сопряженные позиции: мама-дочка, врач-больной и т. д., т. е. предполагает наличие партнера, а значит, перестраивает все речевое поведение детей. Мотивы общения, в данном случае, становятся необходимой составной частью игрового взаимодействия детей. Организация взаимодействия ставит ребенка перед необходимостью ориентироваться на реплики партнера по игре и беседе, учитывать возможности его понимания, что определяет динамику диалогического общения детей.

При изучении диалогической речи у дошкольников пятилетнего возраста я пришла к выводу, что их диалогическая речь плохо развита. Многие дети не умеют ясно выражать свои мысли, с трудом вступают в контакт с собеседником, не умеют правильно задавать вопросы и отвечать на них развернутым ответом. Поэтому для развития диалогической речи дошкольников я применяла специально подобранные сюжетно-ролевые игры. Именно с их помощью я учила дошкольников правильно отвечать на вопросы, подбирать слова, задавать вопросы, строить предложения, выражающие просьбу, приказ и пр. Благодаря этим сюжетно-ролевым играм дошкольники не только развивали свою диалогическую речь, но и учились общаться со сверстниками и взрослыми, знакомились с общепринятыми нормами, с манерой поведения в общественных местах, учились быть доброжелательными и уважительными к другим людям.

Использование сюжетно-ролевых игр в работе воспитателя при развитии диалогической речи позволило отметить у дошкольников повышение уровня коммуникативно-речевого развития. Дети научились правильно и полно отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить распространенные простые и сложные предложения.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Ателье» в старшей группеКонспект сюжетно-ролевой игры «Ателье» в старшей группе Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями модельер и секретарь; закрепить названия профессии людей, которые изготавливают.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группыКонспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группы онспект сюжетно – ролевой игры «Пожар в лесу». Задачи: закрепить с детьми знания об особенностях профессии пожарного; правила пожарной.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос» для детей старшей группы Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос» для детей старшей группы Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанниковЗначимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанников Вы наверное согласитесь, что игра в развитии детей была и остается ВЕДУЩЕЙ в развитии детей! Несомненно существует множество видов игр в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшей группы
Опубликовано: 28 декабря 2019 в 17:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД