Лучший педагог года

Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы

Елена Шмигельская
Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы

Тема: «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания»

Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Публикация «Доклад „Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания“ из опыта работы» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно, эмоционально рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

Все мы знаем, что в этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо и что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяется кругозор, развивается речь, фантазия, воображение. Сказки способствуют развитию нравственных качеств: доброты, щедрости, трудолюбия, честности, взаимовыручки.

Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей, старших. Страх и трусость иронизируются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Царевна-Лягушка», «Мороз Иванович», а лень и хитрость – высмеиваются («Лиса-лапотница», «Лисичка-сестричка и Серый волк»).

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики и прочно вошли в детский быт.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа : свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится Красна Девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – Добрый Молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев, но идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Исходя из опыта своей работы, без сомнения могу сказать, что приобщение ребёнка к литературе, в том числе и к русским народным сказкам, способствует духовно-нравственному воспитанию, которое по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

В течение года я познакомила детей с большим количеством произведений: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, а также использую коллективные игры-занятия, в том числе и театрализованные игры по сюжетам русских народных сказок.

И хотела бы вам показать из опыта своей работы театрализацию на русскую народную сказку «Теремок».(Видеоролик «Театрализация сказки «Теремок»)

В младшем дошкольном возрасте ребёнок ещё не может дать правильную моральную оценку; здесь важная роль отводится воспитателю, который помогает сформировать детям своё отношение к поступкам героев. Со временем дети приобретают способность воспринимать произведение и анализировать его.

Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Публикации по теме:

Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников «Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников» План доклада: 1. Понятие «народная сказка» 2. Роль.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Актуальность Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала.

Народная сказка в системе воспитания дошкольников Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных.

Из опыта работы «Пути реализации нравственно-патриотического воспитания в системе ДОУ через проект «Люблю березку русскую» Пути реализации нравственно – патриотического воспитания в системе дошкольного воспитания через проект: «Люблю березку русскую» Великий.

Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Демократизация и гуманизация общества осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера:.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к.

Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольниковРусская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего уже давно минувшего, они хранилище русской народности.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 06:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД