Создание развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Лариса Пядышева
Создание развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении - это мощный стимул развития детей.

При создании предметно - развивающей среды учтены такие важные моменты: как комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм, соответствие развивающей среды образовательной программе реализующейся в детском саду, учет всех направлений развития ребенка, разнообразие сред, их рациональное расположение, обеспечение богатства сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, возможности для поисковой деятельности, экспериментирования, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей, создание условий для изменения среды.

Предметно-развивающая среда в детском саду способствует развитию ребенка по всем направлениям в соответствии с возрастом, полом детей, оборудованием для группы и продуктивной деятельности. При планировании игровых уголков созданы условия, стимулирующую мыслительную и свободную, самостоятельную речевую деятельность. Спроектированная таким образом предметно-развивающая среда разновозрастной группы дает ребенку новые средства и способы познания и преобразования мира, побуждает детей к общению между собой и воспитателем, тем самым формируется познавательная и речевая и двигательная активность детей. Предметно-развивающая среда организованна так, чтобы каждый ребенок имел выбор деятельности, мог реализовать свои интересы, потребности. Все элементы связанны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению и безопасному использованию.

Традиции – одно из составляющих пространственной среды в группе. Они создают благоприятный психологический климат, дружеское доверительное общение детей друг с другом, со взрослыми, с родителями.

Такие традиции как «Утро радостных встреч» по понедельникам, ежедневные «Приветствия», «Дарение подарков» позволяют мне подчеркнуть значимость каждого ребенка, высказать свою радость за то, что мы вместе здесь и сейчас. На «Вечерних посиделках», подводя итог прошедшего дня в группе, мы вспоминаем добрые дела каждого ребенка и всех в целом. Благодаря этой деятельности у ребенка формируется положительный образ «Я», дружелюбие, создается позитивная мотивация к завтрашнему дню.

Традиция «Сладкий вечер», проводимая по средам, дает большие возможности привлечь взрослых к жизни группы. Во время чайной церемонии за общим столом встречаемся с интересными людьми. К нам в гости приходят бывшие выпускники, они играют с детьми, рассказывают, как они жили в группе, показывают свои фотографии. Такие встречи формируют у детей гордость за своих близких, чувство уважения к старшим, интерес к прошлому.

«Театральная пятница» и другой досуг помогают снять напряжение, сплотить детский коллектив. В течении недели обговариваем, что будем проводить, кого пригласим в гости, кто нам поможет. Таким образом, через детей привлекаю родителей. Во время подготовки я побуждаю детей вносить свои предложения, искать пути их решения.

«Коллекционирование» своеобразный подход к формированию познавательного интереса у детей. С собранным материал проводим опыты, делает свои первые открытия.

Для гармоничного развития ребенка у себя в группе я оборудовала уголок «Уединения», в котором ребенок может побыть один, понаблюдать за другими детьми, успокоиться.

Природный уголок своеобразен тем, что растения располагаются по всей группе, с учетом особенностей. Ухаживание за растениями формирует у ребенка осознанное бережное отношение к миру природы, развивается любознательность. Совместное изготовление поделок из природного материала, оформление панно, создание коллажей способствуют наиболее полному восприятию окружающего мира.

Уголок изобразительной деятельности «Малыши – карандаши» содержит разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности (глина, солёное тесто, ракушки, палочки, листья и т. д.). На полочке красоты размещаем красивые предметы, скульптуры.

В игровом уголке «Сделай сам» большое разнообразие конструкторов, где дети с большим удовольствием возводят постройки разной конструкции и обыгрывают их.

Из детских работ оформляем выставки «Наш вернисаж», на которые приглашаем детей младшей группы. Видя свои работы, у детей исчезает неуверенность, повышается самооценка. В практике нашей группы также изготовление и дарение подарков малышам.

В течение дня ребенок имеет возможность в специально организованном пространстве попрыгать на скакалке и мяче, поиграть в бадминтон, отбивать мяч.

Сюжетно-ролевые уголки содержат легкий, мобильный материал, пластиковые полочки, ширмы и предметы-заместители, коробки, дощечки, куски ткани, коврики, пружинки, пробочки, проволочки, веревочки - все эти ценности хранятся в специальной коробочке. Это позволяет разнообразить игровые действия, сюжетную линию и творчество.

Задействуя все пространство групповой комнаты, мои дети получают огромный простор для выражения своих интересов и потребностей. В совместной со взрослыми деятельности у ребенка формируются образцы поведения и общения, повышается психологический комфорт и эмоциональное благополучие.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности создания предметно-развивающей среды» Особенности создания предметно – развивающей среды в группе. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой.

Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка с общим недоразвитием речиПредметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка с общим недоразвитием речи Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Создание развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 18:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках»
Дорогие родители, вы часто берете котят и щенят – маленьких, пушистеньких, хорошеньких – для своих детей! По просьбам ребятишек! Котёнок был...
Видео театральной постановки «Как пчёлка лес спасала»
Видео театральной постановки "Как пчёлка лес спасала" Предлагаю вашему вниманию видеозапись премьеры спектакля "Как пчёлка лес спасала", который мы...
Сценарий праздника 8 Марта в средней группе «Волшебный колокольчик»
Сценарий праздника 8 Марта в средней группе " Волшебный колокольчик" Выход детей. Вед . Вот опять наступила весна Снова праздник она принесла,...
Фотоотчет о Дне Снеговика «Очень любит детвора снеговиков среди двора!»
18 января - День Снеговика. Очень трудно представить себе зиму без Снеговиков. Лепить Снеговиков любят и взрослые, и дети. Уж очень это увлекательное...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 6» в старшей группе
Задачи. Познакомить детей с составом числа 6. Учить решать и составлять задачи на сложение и вычитание, называть соседей числа. Развивать логическое...