Создание развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Лариса Пядышева
Создание развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении - это мощный стимул развития детей.

При создании предметно - развивающей среды учтены такие важные моменты: как комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм, соответствие развивающей среды образовательной программе реализующейся в детском саду, учет всех направлений развития ребенка, разнообразие сред, их рациональное расположение, обеспечение богатства сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, возможности для поисковой деятельности, экспериментирования, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей, создание условий для изменения среды.

Предметно-развивающая среда в детском саду способствует развитию ребенка по всем направлениям в соответствии с возрастом, полом детей, оборудованием для группы и продуктивной деятельности. При планировании игровых уголков созданы условия, стимулирующую мыслительную и свободную, самостоятельную речевую деятельность. Спроектированная таким образом предметно-развивающая среда разновозрастной группы дает ребенку новые средства и способы познания и преобразования мира, побуждает детей к общению между собой и воспитателем, тем самым формируется познавательная и речевая и двигательная активность детей. Предметно-развивающая среда организованна так, чтобы каждый ребенок имел выбор деятельности, мог реализовать свои интересы, потребности. Все элементы связанны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению и безопасному использованию.

Традиции – одно из составляющих пространственной среды в группе. Они создают благоприятный психологический климат, дружеское доверительное общение детей друг с другом, со взрослыми, с родителями.

Такие традиции как «Утро радостных встреч» по понедельникам, ежедневные «Приветствия», «Дарение подарков» позволяют мне подчеркнуть значимость каждого ребенка, высказать свою радость за то, что мы вместе здесь и сейчас. На «Вечерних посиделках», подводя итог прошедшего дня в группе, мы вспоминаем добрые дела каждого ребенка и всех в целом. Благодаря этой деятельности у ребенка формируется положительный образ «Я», дружелюбие, создается позитивная мотивация к завтрашнему дню.

Традиция «Сладкий вечер», проводимая по средам, дает большие возможности привлечь взрослых к жизни группы. Во время чайной церемонии за общим столом встречаемся с интересными людьми. К нам в гости приходят бывшие выпускники, они играют с детьми, рассказывают, как они жили в группе, показывают свои фотографии. Такие встречи формируют у детей гордость за своих близких, чувство уважения к старшим, интерес к прошлому.

«Театральная пятница» и другой досуг помогают снять напряжение, сплотить детский коллектив. В течении недели обговариваем, что будем проводить, кого пригласим в гости, кто нам поможет. Таким образом, через детей привлекаю родителей. Во время подготовки я побуждаю детей вносить свои предложения, искать пути их решения.

«Коллекционирование» своеобразный подход к формированию познавательного интереса у детей. С собранным материал проводим опыты, делает свои первые открытия.

Для гармоничного развития ребенка у себя в группе я оборудовала уголок «Уединения», в котором ребенок может побыть один, понаблюдать за другими детьми, успокоиться.

Природный уголок своеобразен тем, что растения располагаются по всей группе, с учетом особенностей. Ухаживание за растениями формирует у ребенка осознанное бережное отношение к миру природы, развивается любознательность. Совместное изготовление поделок из природного материала, оформление панно, создание коллажей способствуют наиболее полному восприятию окружающего мира.

Уголок изобразительной деятельности «Малыши – карандаши» содержит разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности (глина, солёное тесто, ракушки, палочки, листья и т. д.). На полочке красоты размещаем красивые предметы, скульптуры.

В игровом уголке «Сделай сам» большое разнообразие конструкторов, где дети с большим удовольствием возводят постройки разной конструкции и обыгрывают их.

Из детских работ оформляем выставки «Наш вернисаж», на которые приглашаем детей младшей группы. Видя свои работы, у детей исчезает неуверенность, повышается самооценка. В практике нашей группы также изготовление и дарение подарков малышам.

В течение дня ребенок имеет возможность в специально организованном пространстве попрыгать на скакалке и мяче, поиграть в бадминтон, отбивать мяч.

Сюжетно-ролевые уголки содержат легкий, мобильный материал, пластиковые полочки, ширмы и предметы-заместители, коробки, дощечки, куски ткани, коврики, пружинки, пробочки, проволочки, веревочки - все эти ценности хранятся в специальной коробочке. Это позволяет разнообразить игровые действия, сюжетную линию и творчество.

Задействуя все пространство групповой комнаты, мои дети получают огромный простор для выражения своих интересов и потребностей. В совместной со взрослыми деятельности у ребенка формируются образцы поведения и общения, повышается психологический комфорт и эмоциональное благополучие.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности создания предметно-развивающей среды» Особенности создания предметно – развивающей среды в группе. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой.

Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка с общим недоразвитием речиПредметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка с общим недоразвитием речи Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Создание развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 18:12
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...