Получи документы

Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы)

Елена Кривошеева
Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы)

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания, права и обязанности.

Педагогическим кредо педагога развивающего обучения должны быть такие слова: «Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята открывали новые знания».

Публикация «Доклад „Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Для развития творческого потенциала каждого ребёнка на занятиях создаю развивающую среду, способствующую реализации детских интересов, их жизненной активности.

Занятия построены так, чтобы ребёнок не только слушал педагога-психолога, но и сам являлся бы участником процесса развития, постоянно упражнялся в выполнении игровых заданий.

Для подготовки и проведения занятий с детьми на качественном уровне, использую информационные технологии. Информационные технологии являются мощным техническим средством обучения, необходимым для совместной деятельности, как педагогов, родителей, так и дошкольников.

Одним из элементов технологии развивающего обучения в старшем дошкольном возрасте является умение педагога-психолога организовать, построить и поддержать дискуссию, которая учит детей мыслить, аргументировано приводить доводы.

В качестве подведения итога задания, результатов его выполнения, использую взаимопроверки, которые очень нравятся детям.

Радость нового «Открытия» дарит ребёнку заряд положительных эмоций, радость победы побуждает его к новой деятельности с верой в собственные силы.

Содержательное общение педагога-психолога с каждым ребёнком с учётом уровня его развития, интересов и потребностей, является основой для построения процесса развивающего обучения.

В процессе развивающего обучения с детьми старшего дошкольного возраста включаю в занятия элементы современных технологий : игры Воскобовича, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, метод фокальных объектов, цепочки ассоциаций, мозговой штурм, лимерики, загадки, друдлы.

Моя задача, как педагога-психолога, стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

• высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и др.);

• высокий уровень активности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;

• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и контроле за ними.

Игровое задание «Составление предложений»

Цель: развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.

• Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);

• сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);

• творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Задание для педагогов: корова, аэродром, солнце

Игровое задание «Метод фокальных объектов»

Цель: требуется совместить несовместимое; продуцирование большого количества различных гипотез; установка на множественность вариантов решения

В столбце слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства

1. Автобус

2. Барабан

3. Бетон

4. Веревка

5. Газета

Ароматный

Беспрерывный

Воздушный

Жидкий

Изменчивый

Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца:

- Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои.

- Беспрерывный автобус - длинный - предлинный.

- Воздушный автобус - аэробус.

- Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальном помещении - люди, при столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара.

- Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, скорость.

Соединяя, таким образом, каждое существительное со всеми прилагательными, можно обнаружить немало любопытных идей.

Задание для педагогов: Барабан

Игровое задание «Поиск общего»

Цель: формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом-психологом (например, тарелка и лодка).

- Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину»);

- необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете.

Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

Задание для педагогов: стол и забор

Игровое задание «Поиск предметов по заданным признакам»

Цель: формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета.

Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Задание для педагогов: Шторы и палас

Мозговой штурм

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи.

На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановку задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу.

Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Можно научить детей позитивной критике.

Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком".

Темы мозгового штурма для детей

- Чем можно рисовать на асфальте?

- Как сделать разноцветную льдинку?

«Буриме»

Означает стихотворение, обычно, шуточного характера, на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.

Например: «тишина – весна»

«…Все умолкло. Тишина.

Где же ты, скажи, весна?»

Задание для педагогов: «краски-сказки»

Дети:

«…Нарисовали краски,

Детям прекрасные сказки…»

«…Купила мама краски,

Ну, прямо, как из сказки…»

«Лимерик»

Это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы.

Например:

«…Жил да был старик болотный,

Вздорный дед и тягомотный,

На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел

Въедливый старик болотный…»

По данной схеме придумайте свои лимерики:

• первая строчка - выбор героя,

• вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии,

• третья и четвертая - само действие,

• пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа.

Дети:

«…Жил на свете крокодил

Жадным был и очень злым

Он на дереве сидел

Мух и комаров всех съел

Потому что был один,

злой и вредный крокодил…»

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя.

«Технологии развивающего обучения» В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС. В своей работе я опираюсь на принцип развивающего.

Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования» Слайд 1 Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование.

Доклад из опыта работы воспитателя по развитию познавательных интересов дошкольников. «Развитие познавательных интересов посредством интеграции образовательных областей в процессе непосредственно образовательной деятельности».

Доклад «Развитие познавательного интереса через ознакомление с природой» (из опыта работы) На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием Федерального государственного.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы) Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания.

Мастер-класс «Применение технологии моделирования в ходе коррекционного-развивающего обучения с детьми».Мастер-класс «Применение технологии моделирования в ходе коррекционного-развивающего обучения с детьми». .

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы) В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы)
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 23:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД