Воспитание уважения к национальным традициям народов Поволжья через музыкально-театрализованную деятельность

Юлия Шакирова
Воспитание уважения к национальным традициям народов Поволжья через музыкально-театрализованную деятельность

Уважение к национальным традициям России и Поволжья через музыкально-театрализованную деятельность.

Говоря о толерантности, терпимости к другим национальностям, при знакомстве с народностями России и Поволжья нельзя не затронуть музыкально – театрализованную область, т. к. изучать быт, обычаи, традиции без знаний о музыке и ее особенностях, знакомства с элементами танцевальных движений, представлений о музыкальных инструментах. Так как тема толерантности затрагивает и детей и взрослых, то она интересна всем участникам педагогического процесса., иначе без взаимодействия не будет ясен и раскрыт смысл каждой нации и ее национальных традиций. Вся деятельность НОД носит характер взаимопроникновения, взаимопонимания, сотрудничества между детьми и родителями; детьми и воспитателями; детьми и музыкальным руководителям; воспитателем и музыкальным руководителем; воспитателем и старшим воспитателем; музыкальным руководителем и старшим воспитателем. Центральной фигурой во всем является ребенок

В нашем ДОУ на протяжении нескольких лет существует театральная студия «В гостях у сказки», в ней организуется педагогический процесс совместно с воспитателем и музыкальным руководителем. в центре находится ребенок – субект взаимоотношений.

Работа в кружке ведется по совместному плану воспитателя и муз. руководителя, исходя их тематических недель по знакомству с театром в целом, работой над спектаклем и. т. д. Но так как в процессе работы уже нескольких лет мы приобщаемся не только к русской культуре, но и встречаемся с произведениями детской художественной литературы, музыкой и танцами, особенностей различных стран и наций, встает вопрос о том, что детям требуются немного расширенные знания и сведения о том, что они видят и слышат. Дети задают вопросы: «Почему называется танец «Гопак»? или «Почему сказка мордовская и что это такое? Вот исходя из этого нами разработан план работы кружка, в котором мы затрагивает не только русские традиции, но и знакомим детей с традициями других национальностей. Например: Часто читая сказки в хрестоматии для чтения, пения и слушания, мало обращаем внимание на то, что пишется: р. н. с., м. н. п., ч. н. с., т. н. п. и т. д. А это как раз и означает то, что наше незнание порождает вопросы и мы, как воспитатели должны дать на них ответы. Нам стало интересно, потом заинтересовались дети и родители и т. к. ранее существовало интернациональное воспитание, потом стало многонациональным и теперь широко мы прививаем понятие «толерантность» - терпимость. Если в группах встречаются дети – носители других культур, то вот такое ознакомление и уважительное отношение к его нации будет являться помощником при адаптации и общении детей в социуме, в группе, между собой и т. д.

Решив поставить эксперимент мы приобщили в нашей деятельности наших партнеров, на протяжении многих дет продуктивно работающих и помогающих нам – актеров самарского театра Драмы им. Горького. На беседу с нашими детьми подготовительной группы были приглашены ведущие актеры: Владимир Сапрыкир и Кузуб Георгий., которые сами являются яркими представителями разных национальностей недружественных с Росиией государств: Украина и Грузия.

Самым интересным оказалось то, что детям все равно, какой нации человек и они с интересом и уважением воспринимают данную им информацию.

Сначала незнакомая речь вызывает смех, но как только мы вводим детей в мир другой культуры, рассказав об особенностях, традициях, праздниках, костюмах, песнях, движениях, блюдах и напитках –через какое-то время дети с интересом включаются в работу, участвуют в обсуждении и задают вопросы. Наша цель оказалась достигнутой, уважение проявляется в полной мере и поняв другого ребенок маленький или взрослый уже никогда не станет относиться к людям другой национальности неуважительно.

видео «К нам гости пришли» (актеры Драмы)

В работе кружка наряду с программным содержанием также ввели еще один вид деятельности - интерактив, использование интерактивных сказок. В этой деятельности дети и родители проявили большой интерес и принимают непосредственное участие.

Что такое интерактив? Сейчас широко применяется и в НОД.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос, и тогда возникает двусторонняя коммуникация.

Назовем лишь некоторые недостатки такого способа учения.

Прежде всего – пассивность обучающегося, его функция – слушание, в то время как педагогические и социологические исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа. Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter»«взаимный», «act» – действовать.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Прежде всего, интерактивные формы проведения НОД:

• пробуждают интерес;

• поощряют активное участие каждого ;

• обращаются к чувствам каждого ;

• способствуют эффективному усвоению материала;

• оказывают многоплановое воздействие на детей;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории - родители);

• формируют у детей и родителей мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

Основные правила организации интерактивного обучения.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Примером служит сказка….видео «Репка – интерактивная»

В чем же тут толерантность? В сою работу мы берем сказки разных народов, которые и проигрывает в форме интерактива. Такими сказками были сказки «Кошкин дом», «Маугли»- индийская, «Лиса и медведь»мордовская, «3 сестры»- башкирская, «Хвастливый петух»-татарская, «Мышка-вострохвостик» - чувашская. (подборка)

Как работать с такой сказкой? (для интерактива) превратить сказку можно в интерактивную с помощью некоторых приемов (см. выше, а также

-прослушать сказку,

-порассуждать об ее идеи, о сюжете;

-разобрать слова национального характера, а также неизвестные слова для детей:

-проговорить и познакомиться с элементами костюма

- дать краткую справку о народности и особенностях;

- познакомить с элементами традиций данного народа;

и т. д.

Этой работой, конечно, занимается воспитатель, муз. руководитель знакомит детей с муз. материалом и фольклорными особенностями, календарными праздниками и обрядами, поет и слушает муз. произведения.

пример интерактивной сказки на видео «Хвастливый петух» т. н. с.

В заключении интерактивная сказка проигрывается с гостями «Мышка – вострохвостик» ч. н. с.

Прикреплённые файлы:

narody-povolzhja-po-scenariyu_rqfsn.ppt | 8802 Кб | Скачан: 122
 
Публикации по теме:

Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. План ежедневной работы музыкального руководителя Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. [/b] План работы музыкального руководителя Солодуха Е. Г. Дни недели (.

Проект «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья»Проект «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья» .

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Воспитание уважения к национальным традициям народов Поволжья через музыкально-театрализованную деятельность
Опубликовано: 16 июня 2013 в 00:11
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...