Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна»

Лена Сливкина (Гордеева)
Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна»

Кукольный театр, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни, во многом определяет их отношение к культуре и театру вообще. Кукольный спектакль в исполнении детей просто обязан быть интересным, ярким запоминающимся. Первое, чему он должен научиться, придя в кукольный коллектив – это умение действовать куклой, а кукла оживает лишь в гибких, послушных руках. Не слушаются руки – не оживает кукла, не оживает кукла – не получается спектакль.

Публикация «Дополнительная образовательная программа для школьников „Театр кукол „Маленькая страна“» размещена в разделах

Инсценирование куклами помогает развивать и совершенствовать умения и навыки выразительного и подражательного чтения, позволяет ярче представить героев, главную мысль произведения.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. При организации занятий используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержание занятий, форме их проведения.

Для реализации программы необходимо:

1. Постоянно обновлять комплекты имеющихся кукол.

2. Пополнять библиотеку методической литературы.

3. Проводить занятия совместно с аккомпаниатором.

4. Работать в содружестве с другими педагогами детского дома, а также методистами районного Дома детского творчества.

Суть программы состоит в том, чтобы дети могли реализовать свои творческие способности, вызвать интерес у зрителя.

Данная программа рассчитана на всех воспитанников детского дома школьного возраста.

Целью программы театра кукол является коррекция агрессивного поведения воспитанников, формирование эстетического мировоззрения, приобщение детей к искусству, культуре, сохранение народных традиций.

Задачи:

1. Использовать специфические возможности театрального искусства для коррекции агрессивного поведения воспитанников.

2. Раскрыть творческие способности ребёнка через включение его в разнообразную индивидуальную деятельность.

3. Использовать игровую технологию, включающую в себя многообразие форм проведения занятий.

4. Обогащать общие эстетические представления и знания воспитанников, необходимые для формирования их идейно-эстетических взглядов и вкусов.

5. Формировать навыки общения и коллективного творчества.

6. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории, культуре, воспитывать патриотов.

В результате прохождения программы воспитанники должны знать:

1. Что такое театр.

2. Чем отличается театр от других видов искусств.

3. С чего зародился театр.

4. Какие виды театров существуют.

5. Историю возникновения русского фольклорного театра.

6. Виды и жанры театрального искусства.

7. Творчество наиболее выдающихся русских сказочников.

8. Основы театральной культуры.

9. Типы кукол, основные требования работы с куклой.

10. Становление и развитие кукольного театра.

11. Историю русской народной сказки как одного из литературных произведений, предназначенных для постановки.

12. Жанры русского фольклора.

Должны уметь:

1. Общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

2. Импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.

3. Выполнять комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения.

4. Владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, сочинять небольшие сказки, рассказы.

5. Владеть терминологией театрального искусства.

6. Уметь работать с куклой.

7. Выполнять упражнения для развития гибкости рук.

8. Делать простейшие куклы.

9. Изготавливать простейшие предметы для оформления спектакля.

Основные направления реализации программы:

1. Выбор репертуара:

выбор литературного произведения для постановки, знакомство с текстом, обсуждение образов и характеров персонажей.

2. Работа с текстом:

распределение ролей, читка текста по ролям, разучивание текста, репетиция без кукол.

3. Работа с куклами:

выбор материала для изготовления кукол (папье-маше, ткань, картон, изготовление кукол к спектаклю.

4. Работа над декорациями:

изготовление реквизита к спектаклю, подбор необходимых атрибутов, оформление заднего плана.

5. Репетиция:

подбор музыкального сопровождения, репетиция с куклами, работа над интонацией и произношение, создание характерного образа.

6. Генеральная репетиция:

установка декораций, репетиция с куклами и музыкальным сопровождением.

7. Показ спектакля:

Итоговые выступления в детском доме и других детских организациях.

Учебно-тематический план

(72 часа, 1 час в неделю)

Тема занятий

История русского фольклорного театра. Театр как массовые зрелище.

Отличительные черты театрального искусства разных эпох. Русский театр его истоки, традиции, жанры.

Виды и жанры театрального искусства. Своеобразие театрального искусства.

Кукольный театр. Оперный театр. Музыкальный театр. Драматический театр. Театр миниатюр.

Актёрское и режиссерское искусство.

История русской народной сказки.

Особенности ее сюжетов, художественных образов, творчество наиболее выдающихся русских сказочников.

Русское устное народное творчество – кладезь мудрости.

Жанры русского фольклора.

Сказка как род литературы, предназначенный для постановки на сцене.

Скороговорки и загадки. История рождения загадок.

Поговорки и пословицы – неиссякаемый источник народной мудрости.

Становление и развитие кукольного театра. Кукольный театр С. В. Образцова, Демина-Левиймана Е. С. – старейшего руководителя театра кукол.

Основы театральной культуры. Театральный словарь. Устройства зрительного зала. Культура поведения в театре.

Культура и техника речи.

Дыхание. Артикуляция. Дикции. Интонация. Логическое ударение. Диапазон. Сила голоса.

Ритмопластика. Ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, ритмичность, быстрота реакции, координация движений.

Руки-актёры. Упражнения для пальцев рук.

Пластичность и выразительность рук. Гимнастика для рук.

Театральная игра. Внимание. Наблюдательность. Воображение и фантазия.

Ориентирование в окружающей обстановке. Смелость и находчивость.

Кукла. Тип кукол.

Изготовление кукол.

Кукловод. Работа с куклой.

Основание требования к работе куклой.

Появление на ширме. Уровень. Походка. Бег. Наклоны. Приседание.

Работа над спектаклем.

Выбор пьесы.

Анализ: идея, время, действия, конфликт, образы в пьесе и характерные черты распределение ролей.

Оформление спектакля.

Ширма. Декорация.

Изготовление реквизита.

Репетиция. Обсуждение участниками объединения исполнителей удавшихся и неудавшихся ролей.

Подражательное-выразительное чтение. Четкость произношения.

Работа с куклами.

Показ спектакля зрителю.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Агапова И. А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М. : ВАКО, 2006. – 272 с.

2. Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

3. Алшин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М. : Просвеще- ние, 2004.

5. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб. : Речь, 2006. – 125 с.

6. Богданова О. С. Петрова В. И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М. ,1978

7. Богданова О. С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987

8. Бондарева В. Записки помрежа. - М. : Искусство, 1985

9. Брянцев А. А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.

10. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М. : Просвещение,1986. –176 с.

11. В мире этикета М., "Мой мир", 2004

12. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

13. Гурков А. Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

14. Дубровина И. В. "Мы живм среди людей"(кодекс поведения,М. ,1989.

15. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М. : Просвещение, 1978.

16. Журнал "Читаем, думаем, спорим" 10 выпуск 2003, 5 выпуск 2004

17. Каришнев-Лубоцкий М. А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

18. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М. : Советская Россия, 2006.

19. Корогодский З. Я. Начало, СПб, 2005.

20. Косарецкий С. Г. П. П. М. С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.

21. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

22. Ласковая Е. В. Сценическая речь. Методическое пособие М. ,ВЦХТ («Явхожу в мир искусттва», 2005. 13

23. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М. : Искусство, 1994.

24. Левкович В. П. "Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения",М. ,1976 25. Львова С. И. "Язык в речевом общении",М. ,1992

26. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.

27. Панкеев И. Энциклопедия этикета. "Олма-пресс",2001.

28. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М. : Просвещение, 2006. 29. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М. : Искусство, 1988.

30. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.

31. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога. - М. : Социум, 2000.

32. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Мето- дическая разработка. - С. : СГАКИ, 2009.

33. Современный этикет М. ,ЭКСМО, 2005

34. Товстоногов Т. А. Зеркало сцены. - Т. 1-2.-Л., 1980.

35. Ткачева Е. М. Пьесы. - М. : ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”, 2008.– 176 с. 36. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М. : Педагогический поиск, 2005. 37. Чистякова М. И. Психогимнастика. -М: Просвещение, 2004. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Алешин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983

2. Богданова О. С. Петрова В. И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М. ,1978

3. Богданова О. С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987

4. Вархолов Ф. М. Грим. - М. : 2005.

5. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М. : ГИТИС, 2004.

6. Генералова И. А. Мастерская чувств. – М., 2006.

7. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М. : Про- свещение, 2003.

8. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М. : Искусство, 2005.

9. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М. : 2002.

10. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников. - М. : Просвещение, 1994.

11. Шильгави В. П. Начнем с игры. - М. : Просвещение, 1994.

12. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.

13. Эфрос А. В. Репетиция-Любовь моя. - М. : 2001.

Результат реализации программы возможно отслеживать следующими методиками.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях. Вопросы для собеседования с ребенком.

1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего? 2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?

3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?

4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?

5. Любишь ли ты играть в «театр»?

6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?

7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?

8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?

9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?

10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?

11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником - оформителем?

12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?

13. С какими персонажами ты бы хотел поучаствовать в спектакле?

Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора

Викторина на знания театральных терминов.

- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).

- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).

- Как называется самый известный театр оперы и балета в нашем городе? (Большой театр)

- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)

- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)

- Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).

- Объявление о спектакле. (Афиша).

- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).

- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).

- Рукоплескание артистам. (Аплодисменты).

- Как называются шторы, открывающиеся перед представлением (занавес)

- Как называется действие, которое происходит на сцене? (спектакль)

- Кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);

- Кто гримирует артистов?

- Кто делает декорации к спектаклям?

- Кто занимается постановкой спектакля?

- Режиссер — это. (постановщик спектакля)

- Как называется театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей? (марионетка)

- Как называется вид театрального искусства, в котором выразительными средствами являются музыка и танец?. (балет)

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т. С. Комарова)

Основы театральной культуры:

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;

средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;

низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура:

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);

низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие:

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;

средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;

низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения:

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;

средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

Музыкальное развитие:

Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Основы изобразительно-оформительской деятельности:

Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе);

средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;

низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов. Основы коллективной творческой деятельности:

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;

низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по формированию ЗОЖ для учащихся 12–18 лет «Путь к здоровью» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Путь к здоровью» - коррекционная программа дополнительного образования по формированию здорового образа.

Дополнительная образовательная программа танцевального кружка для работы с детьми 5–6 лет Авторская дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Солнышко» (художественно-эстетической направленности) возраст.

Дополнительная образовательная программа ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина».

Дополнительная образовательная программа «Мир добра» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов.

Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста «Тестопластика» (для детей 5–7 лет с ЗПР) I. Пояснительная записка «От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства.

Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5-6 лет Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению «Песочная страна» Пояснительная записка Различные исследования в зарубежной и отечественной психологии позволяют говорить о том, что формирование эмоций,.

Дополнительная образовательная программа «Потанцуй со мной». Комплексный тематический план для средней группы КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тематическое планирование в средней группе: № ТЕМА ОД ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 1 Организационное.

Дополнительная образовательная программа «Потанцуй со мной». Комплексный тематический план для старшей группы Тематическое планирование в старшей группе: № ТЕМА ОД ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ ОД ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 1 День знаний Разучивание танца и закрепление.

Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей»Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей» Учитывая интересы и запросы родителей, мною разработана программа дополнительного образования «Информатика для малышей». Данная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 09:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД