МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Йо-жи-ки» для детей 5–7

Виктория Черичен
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Йо-жи-ки» для детей 5–7

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Направленность программы

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стандартом дошкольного образования, Уставом образовательного учреждения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Йо-жи-ки»

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности „Йо-жи-ки“ для детей 5–7» размещена в разделах

программа физкультурно-спортивной направленности, предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма. Вид программы – модифицированная.

1.1.2 Актуальность, новизна.

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги и правильному выполнению дыхания дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером.

Йога и дыхательные упражнения заключают в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущему организму, укрепит внутренние органы. Йога – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции, что неизбежно приводит к последующим сложностям в обучении. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.

Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнований. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир.

1.1.3 Отличительные особенности

Йога для детей это :

• знакомство с возможностями тела;

• воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью;

• формирование правильной осанки;

• упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы;

• развитие координации и пластики движения тела;

• дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;

• самомассаж;

• игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности.

1.1.4 Адресат программы, объем и срок освоения программы

Работа в секции «Йо-жи-ки» представляет собой комплексный курс занятий по физическому воспитанию, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровлению детей с частыми респираторными заболеваниями.

Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.

Подражание – еще один метод обучения детей. Асаны – позы йоги, это положение тела, которое удобно и устойчиво, изображающие позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например : «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка.

Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. На шестом году жизни двигательный опыты детей заметно расширяется, активно развиваются двигательные и познавательные способности. В развитии мышц выделяются несколько «узловых» периодов. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно улучшается устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений. Детям легче выполнять упражнения, где имеется большая площадь опоры, но полезны и недлительные позы с опорой на одну ногу. Резервные возможности сердечно- сосудистой и дыхательной систем у детей заметно расширяются, особенно при проведении занятий на открытом воздухе и применении беговых и прыжковый упражнений.

Контроль и оценка как собственных движений, так и движений других детей позволяют ребенку понять связь между способом выполнения движения и полученным результатом, а также научиться постепенно планировать свои практические и игровые действия.

Следует приучать детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу.

На седьмом году жизни продолжает развиваться образное мышление. Развивается воображение. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Программа предназначена для занятий с детьми 5 – 7-летнего возраста. Срок реализации программы – 2 года : 5-6 лет – 1-й год обучения; 6-7 лет – 2-й год обучения.

1.1.5 Уровень обучения – ознакомительный.

1.1.6 Формы обучения – очная.

1.1.7 Режим занятий

Занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Продолжительность занятия по йоге для детей 5-7 лет составляет 25-30 минут – в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводятся 1 раз в неделю, 36 занятий в год. Содержание одного-двух занятия осваивается в течение 1 месяца. Основная форма работы с детьми в секции «Йо-жи-ки» : групповая – занятия проводятся с подгруппой детей не более 20 человек.

1.1.8 Особенности организации образовательного процесса

Принципы и подходы к формированию программы

Программа «Йо-жи-ки» построена на общедидактических принципах педагогики:

Принцип последовательности и систематичности.

Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Асаны направлены на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.

Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:

• Асаны всегда следует выполнять после дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой, и завершать комплекс на расслабление точечным массажем.

Комплекс упражнений Хатха-йога должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения лежа, затем – сидя.

• Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.

• При разучивании комплекса Хатха-йоги необходим четкий показ упражнений инструктором по физической культуре.

Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка, занятия должны проходить в спортивной форме не стесняя движения, желательно босиком.

1.2 Цели и задачи программы

1-й год обучения

Цели программы :

• сохранение и укрепление здоровья;

• повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги.

Задачи программы :

Образовательные:

• изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

• формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

• совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

• учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йога);

• вырабатывать равновесие, координацию движений.

Развивающие:

• развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

• укреплять мышцы тела;

• способствовать повышению иммунитета организма.

Воспитательные:

• воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

• воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

2-й год обучения

Цели программы :

• сохранение и укрепление здоровья;

• улучшение физического развития;

• повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги.

Задачи программы :

Образовательные:

• совершенствовать технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

• формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

• продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

• совершенствовать навык чувствовать свое тело;

• вырабатывать равновесие, координацию движений.

Развивающие:

• продолжать развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

• сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

• способствовать повышению иммунитета организма.

Воспитательные:

• воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);

• воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план

1-й год обучения

№ п/п Наименование разделов Количество часов Формы контроля

теория практика

1 Вводное занятие 1 2 Беседа; диагностика

2 Общеразвивающая гимнастика 2 Наблюдение

3 Самомассаж 2 Наблюдение

4 Суставная гимнастика 2 Наблюдение

5 Асаны 1 14 Наблюдение

6 Дыхательная гимнастика 2 Наблюдение

7 Гимнастика для глаз 2 Наблюдение

8 Пальчиковая гимнастика 2 Наблюдение

9 Релаксация 2 Наблюдение

10 Подвижные игры 2 Наблюдение

11 Итоговое занятие 2 Контрольные упражнения; показательное выступление

Итого часов 2 34

2-й год обучения

№ п/п Наименование разделов Количество часов Формы контроля

теория практика

1 Вводное занятие 1 2 Беседа; диагностика

2 Общеразвивающая гимнастика 2 Наблюдение

3 Самомассаж 2 Наблюдение

4 Суставная гимнастика 2 Наблюдение

5 Асаны 1 14 Наблюдение

6 Дыхательная гимнастика 2 Наблюдение

7 Гимнастика для глаз 2 Наблюдение

8 Пальчиковая гимнастика 2 Наблюдение

9 Релаксация 2 Наблюдение

10 Подвижные игры 2 Наблюдение

11 Итоговое занятие 2 Контрольные упражнения; показательное выступление

Итого часов 2 34

Распределение часов на разделы условно, так как в большинстве занятий предусмотрены содержание теоретического и практического материала, упражнения и комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.

1.3.2 Содержание учебного плана

ПРИЛОЖЕНИЕ №3, 4, 5

1.4 Планируемые результаты освоения программы

1-й год обучения:

Ребенок будет знать

1. Назначение спортивного зала и правила поведения в нем.

2. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, самомассажа.

3. Комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

Ребенок будет уметь

1. Выполнять правила техники безопасности на занятиях йогой.

2. Использовать средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формирования морально-волевых качеств.

3. Выполнять специальные упражнения, тем самым расширяя спектр движений.

2-й год обучения:

Ребенок будет знать

1. Влияние занятий йоги на организм.

2. Понятие осанки, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

3. Правила здорового образа жизни.

Ребенок будет уметь

1. Владеть приемами самостраховки.

2. Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).

3. Использовать методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗВЕЛ

2.1 Календарный учебный график (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Результативность освоения детьми программы осуществляется с помощью различных способов проверки:

• текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

• текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

• взаимоконтроль;

• самоконтроль;

• итоговый контроль умений и навыков;

• контрольные упражнения и тесты.

2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Занятия кружка «Йо-жи-ки» проводятся в спортивном зале МБДОУ детский сад №24.

Общая площадь спортивного зала составляет 120 кв. м.

Спортивный зал находится на первом этаже ДО.

Оборудованный спортивный зал соответствует нормам и гигиеническим требованиям.

2.2.2 Перечень оборудования, материалов

• учебно-тематический план, календарный учебный график

• ковер для выполнения асан

спортивное оборудование: гимнастические палки, гантели, фитболы, массажные мячики, балансиры, массажные дорожки с резиновыми шипами, ребристые доски, мешочки с песком

• картотека комплексов упражнений

• карточки с комплексами упражнений

• иллюстрации асан

• электронные носители для музыкального сопровождения;

• музыкальный центр

• детские тренажеры

• спортивная хлопчатобумажная одежда

Представленная программа и система работы по развитию физических качеств у детей 5-7 лет через использование гимнастики «хатха-йога» могут быть использованы инструкторами по физической культуре, медицинскими работниками, педагогами.

2.3 Оценочные материалы

• Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития;

• Развита гибкость, (повышается подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);

• Улучшена осанка (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);

• Сформировано равновесие, координация движений;

• Сформировано правильное дыхание;

• Сформировано осознание своего тела (во время выполнения упражнений хатха-йоги);

• Развиты коммуникативные навыки (расширен словарный запас);

• Повышена самооценка (растет уверенность в себе).

Мониторинг проводится в начале и конце года для контроля за уровнем развития физической подготовки ребёнка. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Форма подведения итогов:

мониторинг достижения детьми планируемых результатов;

открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов;

участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня;

видеоматериал;

фотоотчет.

2.4 Методические материалы

Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части: подготовительная, основная и заключительная.

Подготовительная часть занятия (5-7 минут)

Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра, ритмичная гимнастика, самомассаж. Задача – подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки – отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть занятия (1-20 минут)

1. Выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление изученных.

В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5-6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. В нечетные занятия проводятся статические асаны, а в четные – динамические (указаны в скобках в комплексах асан).

2. Дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.

3. Гимнастика для глаз (нечетные занятия) и пальчиковая гимнастика (четные занятия).

Выполняется в конце основной части или в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой.

Заключительная часть (3-5 минут)

1. Релаксационная гимнастика. Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойных сказок и рассказов.

2. Игра. На занятиях решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.

Ключевым моментом в программе является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации. Работа ведется в группе до 20 детей.

Этапы обучения

На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Хатха-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.

На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.

На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.

Условия проведения гимнастики:

четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе;

хорошо проветренное помещение (с температурой воздуха не ниже 17 градусов);

коврики (ковер);

одежда должна быть легкой, не стесняющей движения и хорошо пропускать воздух;

время проведения – утреннее или после дневного сна;

собственное желание ребенка.

Противопоказания: высокая температура тела, повышенное кровяное давление.

Методические рекомендации по организации работы с детьми.

1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога.

2. Комплексы составляются по принципу «от простого к сложному».

3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

4. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Методы:

- фронтальная работа;

- переключения с одной деятельности на другую;

- поощрения

- игры и игровые ситуации

- общеразвивающие упражнения;

- общеукрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног;

- дыхательные упражнения;

- упражнения для формирования правильной осанки;

- упражнения для развития координации движений.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Для развития детской инициативы и самостоятельности создаются разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

Поддерживается стремление детей тренировать волю, желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

В процессе организованной образовательной деятельность дошкольников ориентируют на получение хорошего результата.

Необходимо своевременно обращать внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу.

Развитию самостоятельности способствует поддержка у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных действий.

Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности («Я – молодец!»). Дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

- консультативная помощь

- участие в родительских собраниях

- проведение дня открытых дверей

- проведение занятий с участием родителей

Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода, доброжелательного стиля общения.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Йо-жи-ки» для детей 5–7
Опубликовано: 28 июня 2021 в 15:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД