Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»

Екатерина Головачева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Чудеса своими руками»

(с использованием нетрадиционных техник аппликации)

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составил:

Головачёва Екатерина Викторовна

Воспитатель Iкв. категории

1. Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Чудеса своими руками“» размещена в разделах

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является - работа с бумагой.

Цель и задачи программы

Цель: Создать условия для развития мелкой моторики пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста через организованную деятельность: нетрадиционная аппликация.

Задачи:

Обучающие:

• формирование у детей умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

• учить детей основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок, в жгуты); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• Учить детей создавать работы в технике оригами.

• Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

• Учить детей выполнять работы в технике квиллинг.

• Учить детей выполнять работы в разных техниках аппликации.

• обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

• Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

Развивающие

• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

• развитие речевых навыков;

• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

Воспитывающие:

• воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Принципы построения программы

Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

• Систематичности и последовательности - все занятия программы запланированы последовательно, от простого к сложному, что бы дети усваивали знания постепенно. Для полноценного совершенства усвоения знаний, соблюдена системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.

• Доступности и индивидуализации - простота материала, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

• Демократичности и гуманизма - все занятия построены на взаимодействии воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей ребёнка.

• Занимательности - изучаемый детьми материал интересно и увлекательно составлен, поэтому у детей формируется большое желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремятся к достижению хорошего результата.

• Наглядности - в данной программе этот принцип реализуется путём показа различных упражнений, демонстрации наглядных пособий, рисунков, схем, образное описание деталей технике движения при объяснении и исправлении ошибок, дидактических материалов и т. д.

• Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального уровня развития детей.

Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, выставки детских работ в группе и детском саду, совместные занятия с родителями.

№ п/ п Перечень средств обучения Количество:

Интеграция образовательных областей

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое развитие;

Методы работы с детьми

1. Наглядные:

- рассматривание образцов, схем;

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

- подбор стихотворений, чтение загадок по различным темам.

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике нетрадиционной аппликации;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способ организации занятий: подгрупповой.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

2. Учебный план

Программа «Чудеса своими руками» рассчитана на 8 месяцев (средний дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе должна составляет 10 человек. НОД проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность НОД 20 минут.

4. Рабочая программа

4.1. Планируемые результаты

Решение задач данной программы, достижение определенных результатов зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей. При успешном выполнении задач программы ожидаются следующие результаты работы:

• дети научатся передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством разных видов аппликаций;

• дети овладеют основными приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок, в жгуты); научаться работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

• дети познакомятся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• дети научаться создавать работы в технике оригами.

• дети познакомятся с основными понятиями и базовыми формами работы в технике квиллинга.

• дети научаться выполнять простейшие работы в технике квиллинг.

• дети научаться выполнять работы в разных техниках аппликации;

• дети научаться различать разную фактуру бумаги;

• дети улучшают свои коммуникативные способности, и приобретает навыки работы в коллективе;

• дети умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;

• дети способны предложить собственный замысел и воплотить его в свои изделия и композиции с изделиями;

• дети ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости;

• у детей повысится уровень развития мелкой моторики и глазомер.

4.2. Тематическое содержание программы

Программа построена с учетом принципов развивающего обучения. Занятия предполагается проводить, опираясь на особенности ведущей деятельности дошкольника и зону ближайшего развития, используя элементы логического мышления, моторных компонентов мыслительной деятельности, вербализацию, применяя целостный, комплексный подход к решению поставленных обучающих и развивающих задач. Спектр разнообразных занятий очень широк, они направлены на развитие сенсорики, восприятия, памяти, произвольного внимания, мелкой моторики, что в значительной степени активизирует становление психических процессов ребенка, способствует формированию познавательных функций и развитию интеллекта в целом. Но самым важным с точки зрения современной педагогики является то, что занятия направлены главным образом на эстетическое, эмоциональное и духовное развитие ребенка, то есть способствуют личностному росту, формируют гуманистическую направленность, позитивную жизненную позицию.

4.3. Календарно - тематическое планирование

Октябрь.

Тема Задачи Материалы

5. Оценочный материал

Диагностика аппликационных навыков и умений детей среднего возраста.

Автор методики проведения диагностики Удина Е. Н. (Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста). Данная диагностика направлена на обследование аппликационных навыков и умений, определение уровня развития навыков и умений в начале и конце учебного года.

В средней группе вводится вырезание и наклеивание изображений. В соответствии с этим предлагаются задания, направленные на выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений.

Игровое упражнение «Запусти рыбок в аквариум».

Показателями выступают умения и навыки:

• знание правил работы с ножницами; навыки резания по прямой

(короткие, длинные полоски);

• навыки вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников;

• навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник - в полоски, квадрат в прямоугольники и т. п.);

• умения создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции; навыки аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений; самостоятельность при выполнении задания; точная ориентация на плоскости.

Каждый показатель оценивается в 2 балла. Высшая оценка - 16 баллов.

Критерии оценки:

-Ребенок получает 2 балла, если: - знает и придерживается правил работы с ножницами; - имеет отработанные технические навыки и умения; - проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания.

-Ребенок получает 1 балл если: - не всегда соблюдает правила работы с ножницами, частично сформировано умение правильно держать ножницы; - навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца; - нуждается в помощи педагога при выполнении задания.

-Ребенок получает 0 баллов если: не знает и не соблюдает правила работы с ножницами; навыки вырезания не сформированы; навыки наклеивания готового изображения не усвоены.

В связи с этим можно выявить:

высокий уровень: 11-16 баллов;

средний уровень :7 -10 баллов;

начальный уровень: 0-6 баллов.

6. Методические материалы

Организуя занятия по аппликации (нетрадиционными способами, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняется упражнения.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы детей, так и практические занятия: показ воспитателем способа действия, подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Структура занятия

Подготовительная часть по продолжительности занимает 5-7 минут и имеет собственные задачи:

1. Создание педагогом у детей положительного настроя на занятия в творческом объединении.

2. Вызвать интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.

В начале занятий рекомендуется проводить приветствие, беседа с детьми, загадывание загадок, показ иллюстраций, игрушке и т. д.

Основная часть занятия занимает 15-20 минут, в этой части должна быть изложена вся необходимая информация по конкретной теме занятия, имеет следующие задачи:

1. Формирование умений и навыков у детей при работе продуктивной деятельности в виде аппликации в разных техниках, учит: культуру труда, аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

2. Развитие познавательных и психомоторных способностей у детей, такие как, внимание, память, развитие речи, мышление, воображение, усидчивость, логику, концентрацию внимания и т. д.

Для решения этих задач в основной части занятий рекомендуется проводить пальчиковые гимнастики, для расслабления мышц и снятия напряжения должны проводиться физминутки. В основной части занятий активно используются дидактические и подвижные игры, чтение небольших литературных текстов, загадок, пересказом небольших рассказов познавательного содержания, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способы и приёмы работы с бумагой.

Заключительная часть занимает 3-5 минут, основными ее задачами являются:

1. Подведение итогов данного занятия.

2. Подготовка и проведение выставок детских работ.

В заключительной части занятия можно провести опрос по пройденному материалу, обычно используются спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (рефлексия).

Этапы реализации программы :

Процесс художественно-эстетического обучения в технике аппликации, представляет собой определенную систему действий педагога, детей и родителей. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распределены во времени. Поочередное решение конкретных задач обучения обуславливает возможность выделения отдельных этапов. В данной программе выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальный, основной и заключительный.

Начальный этап:

1. Знакомство детей с бумагой и её свойствами: создание тематических альбомов; чтение книг, показ фильмов, мультфильмов, игры «Кто пришёл к нам в гости», «Волшебное превращение»; рассказы воспитателя «Из чего делают бумагу»; беседы с детьми «Зачем нам нужна бумага», «Что можно сделать из бумаги»; экспериментальная деятельность «Свойства бумаги», занятия-путешествия «Увлекательное путешествие в мир бумаги».

2. Подготовка места к выставке будущих поделок оригами.

3. Проведение родительского собрания с целью ознакомления и привлечения родителей к участию в процессе обучения детей аппликации в разных техниках, и самих родителей.

4. Проведение консультаций для родителей: «Для чего нужны занятия по аппликации», «Какую роль для развития ребёнка играют занятия по аппликации с использованием разных техник» «Искусство оригами», «Что можно сделать из бумаги».

5. Подбор методической литературы, разработка перспективного плана занятий в общем плане, а также занятий по программе «Чудеса своими руками»; разработка и подготовка дидактического материала для игр-занятий; разработка презентаций к занятиям); составление мнемотаблиц с использованием техники оригами.

6. Создание в группе уголка «Наши руки не знают скуки» (размещение пооперационных карт 3-х уровней сложности, схем, картотеки пальчиковой гимнастики).

Основной этап:

1. Чтение, разучивание стихов о животных, насекомых и цветах.

2. Экспериментирование с бумагой, создание коллажей.

3. Изготовление простейших поделок из бумаги по технике оригами в виде животных, и презентация их на выставке.

4. Театрализованные игры с поделками оригами.

5. Изготовление панно с использованием поделок разных техник аппликации (выбор композиции, изготовление поделки или аппликации, компоновка его на фоне, дорисовка деталей, оформление композиции дополнительными наклейками).

6. Изготовление подарочных и поздравительных открыток.

7. Ролевые игры с поделками оригами (придумывание сюжета, имен, передача настроения и характера героя и т. д.)

8. Проведение экологических занятий с использование детских работ по аппликации.

9. Выполнение домашних заданий вместе с родителями.

10. Семинар-практикум для родителей «Совместные занятия по конструированию из бумаги и бросовым материалом в разных техниках дома».

12. Создание буклета для родителей «Через занятия по аппликации своими руками из разного к творческому развитию детей».

13. Создание в группе мини-музея «Бумажные чудеса» ( поделки из бумаги: сделанные родителями, детьми, подарки).

Заключительный этап:

1. Подготовка к конкурсу «Мама, папа, я - волшебная семья» (украшение группы, дети дома изготовляют с родителями аппликации из разного материала и сделанные в разных техниках и приносят их в группу на выставку).

2. Проведение конкурса.

3. Вручение грамот победителям, а ими являются все дети т. к. они прикоснулись к волшебному миру художественного творчества в технике аппликации, а значит, сами стали волшебниками.

Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Занятия по аппликации являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал программы «Чудеса своими руками» художественно-эстетической направленности настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы собственно изо деятельности, в рамках которой обычно проводятся подобные занятия.

7. Заключение

Программа «Чудеса своими руками» - комплексная, включающая деятельность по аппликации не только из бумаги, но и разного бросового материала и в разных техниках, направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Занятия по аппликации с использованием разных техник, являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка; дети на занятиях по аппликации, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий.

Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда - игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия по аппликации в разных видах техник оказывают неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогают воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

9. Список используемой литературы

1. Афонькин, С. Ю. Оригами и аппликация / С. Ю. Афонькин. Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. 304 с

2. Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург: Кристалл; Москва: Оникс, 2000. 272 с.

3. Ветлугина Н. А. Ребенок и изобразительное творчество. М., 1987.

4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. -М. ,1985.

5. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное

воспитание №4/2005.

6. Основная общеобразовательная программу МДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. : Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.

7. Перевертень Т. И. Мозаика из круп и семян. : АСТ «Сталкер»,2007.

8. Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Домино, 2004. 432 с.

9. Соколова, С. Сказки оригами: игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва Эксмо; Санкт-Петербург: Валери СПД, 2004. 240 с.

10. Сержантова, Т. «Оригами для всей семьи». Москва Айрис пресс, 2004. 80 с.

11. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М. : Издательский центр «Академия»,1996.

Интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-tank-izspichechnyh-korobkov.html

https://мир-детей. дети/to-kids/prostyie-podelki-iz-bumagi/6685%

https://lifehacker.ru/25-interesnyx-shtuchek-iz-spichechnyxkorobkov/

https://stranamasterov.ru/node/142529

https://materinstvo.ru/art/podelki-iz-spichechnyh-korobkov-dlyamalchikov-i-devochek

https://33-podelki.ru/igrushka-vertushka.html

https://lady-master.ru/igrushki/podelki-s-detmi/siren-izbumagi.html

https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/podelki-izkonusov.html

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»
Опубликовано: 31 марта 2023 в 10:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД