Ольга Дмитриева
Дополнительная ООП социально-педагогической направленности «Мы вместе» для воспитанников 7–15 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Мы вместе»
Возраст воспитанников : 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор- составитель:
Дмитриева Ольга Викторовна,
воспитатель
п. Светлодольск, 2019
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание подпрограммы
4. Методическое обеспечение подпрограммы
5. Список литературы
6. Приложения
Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная ООП социально-педагогической направленности „Мы вместе“ для воспитанников 7–15 лет» размещена в разделах
Мир детства – таинственный и чудесный остров, жители которого много знают, многое понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают этот опыт в своих играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они сохраняли в себе замечательные качества, приобретенные в игре: доброту, смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь.
Актуальность подпрограммы. Сегодня живое общение часто заменяется виртуальным, а компьютерные игры часто заменяют детям настоящих друзей и настоящую жизнь. Поэтому взрослых тревожит утрата многолетних явлений игровой культуры, отработанных и испытанных поколениями, золотого фонда народного педагогического опыта. Традиционные народные игры способствовали развитию не только физических, но и моральных качеств: честности, мужественности, доброты; прививали любовь к традициям и обычаям своего народа, языку, родному краю; формировали уважение к взрослым. Поэтому взрослые, педагоги в первую очередь должны бережно сохранять и передавать по наследству те удивительные по своей уникальности, занимательности и развивающей силе игры, в которые играли наши предки.
Игра – это и подготовка ребенка к жизни, и сама жизнь, приносящая детям радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Без игры дети не могут нормально развиваться.
Новизна подпрограммы. Программа предназначена для организации деятельности детей во внеурочное время и позволяет ребенку через игру раскрыть себя, удовлетворить свои интересы познавательного и развивающего характера. Игра развивает умственные способности, обогащается знаниями, стимулирует познавательный интерес, трудовую активность, волевые преодоления, раскрепощает личность, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению, снимает психологический барьер между педагогом и учащимся, вносит живую струю творчества, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело, в любую форму, потому что игра – естественная потребность ребенка.
Программа носит комплексный характер, является образовательно-досуговой, может делиться на модули по годам обучения.
Цель программы: воспитание и развитие личности в коллективе через игру.
Задачи:
- знакомство детей с историей, традициями и культурой русского народа;
- привитие любви и уважения к родному краю, навыков умения наблюдать природные сезонные явления и сравнивать их с народными приметами, пословицами, поговорками, делать обобщения и выводы;
- закрепление знаний, полученных на школьных уроках;
- развитие познавательного интереса (внимания, памяти, мышления, фантазии и смекалки, сообразительности и умственной активности);
- развитие коммуникативных способностей (умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, согласовывать свои действия со сверстниками, соотносить их с нормами поведения, умение работать небольшими группами);
- воспитание нравственных качеств (товарищество, коллективизм, доброта, отзывчивость, организованность, самоконтроль, самостоятельность).
Формы и режим занятий.
Для детей, являющимися воспитанниками КЦСО, самой эффективной формой работы является клуб, так как она способствует формированию коллектива, помогает воспитателю выявить личностные качества воспитанников, их способности, даёт возможность развить чувство товарищества, а детям – проявить организаторские, лидерские и творческие способности.
Занятия носят образовательно-игровой характер и проходят в форме игровстреч, познавательно-развлекательных игровых программ, конкурсно-игровых программ, интеллектуально-творческих игр и праздников.
Познавательный материал даётся как часть комплексного занятия в форме рассказа, беседы, при обсуждении правильного ответа викторины. Предусматривается разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, заучивание стихов, скороговорок, пословиц, поговорок и народных примет.
Каждое занятие объединено общим сюжетом, где познавательный материал и все последующие задания и игры подобраны по теме и возрасту детей. Темы занятий могут быть отдельными, могут повториться и продолжиться следующим занятием.
Игра – средство развития личности, прекрасный способ общения. Во время её проведения в зале (на площадке) создаётся непринуждённая свободная атмосфера. Воспитатель своим внешним видом, эмоциональностью, доброжелательностью ко всем участникам постоянно поддерживает интерес к игре, приглашает детей для участия, а оно всегда добровольно.
Воспитатель должен представлять приглашённого в игру участника, чтобы зрители могли поддержать конкретного человека.
Воспитатель должен прийти на выручку, если играющий затрудняется в ответе на вопрос.
Нельзя ставить участников в неловкое положение. Есть задания, которые предназначены только для девочек и только для мальчиков.
После завершения игры педагог обязан похвалить участника за успех и поддержать, если он не выполнил задания.
Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.
Задания должны соответствовать всем правилам техники безопасности, а атрибуты иметь эстетический вид.
Для любой игры или игровой программы необходимо оформление, атрибуты. Поэтому дети на занятиях помогают педагогу их изготовлять: вырезать, склеивать, лепить и так далее, учатся работать по шаблонам, приобретают навык оформления, работы с бумагой, природным материалом, ножницами.
Местом проведения занятий является библиотека. Ученические столы раздвигаются, создаётся площадка для проведения игровых моментов. Игры создают непринуждённую обстановку, переключают детей на другую деятельность, вносят разрядку, дают детям возможность быть участниками и зрителями.
Организация образовательного процесса:
- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 7-15 лет.
- Сроки реализации программы – 1 год. Занятия носят цикличный характер.
- Количество детей в группе – 10-15 человек (по желанию ребенка).
- Периодичность 2 раза в месяц по 40 минут.
Ожидаемые (планируемые результаты).
В плане развития коммуникативных способностей, обучающие должны уметь слушать собеседника, эмоционально сопереживать, согласовывать свои действия со сверстниками, соотносить их с нормами поведения, умение работать небольшими группами. В плане развития нравственных качеств можно наблюдать доброту, отзывчивость, организованность, самоконтроль, самостоятельность.
5. Список литературы.
1. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М. : Худ. литература, 1988.
2. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов. Кострома: МЦ «Вариант», 2000.
3. Беляков Е. А. 365 развивающих игр. М. : Рольф, Айрис-пресс, 1999.
4. Бесова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Волина В. В. Игра – дело серьезное. СПб: Дидактика Плюс, ООО «Зенит», 1999.
6. Воронова В. Л. Творческие игры старших дошкольников. Москва: Просвещение, 1981.
7. Губина Т. В., Рудко А. М. 300 игр. - Вологда, 2003.
8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 1991.
9. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Ярославль: Академия развития, 1996.
10. Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. Ярославль: Академия развития, 1997.
11. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Роберт Нил. Самоделки из бумаги. М. : Дрофа, 1995.
13. Рудко А. М. Формула знакомства. - Вологда, 1999.
14. Синицына Е. И. Умные загадки. М. : Лист, 1999.
15. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М. : Новая школа, 1994.