Короляк Татьяна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная Мастерская»
Направленность программы: художественно - эстетическая
Категория учащихся по программе: дети 5-6 лет.
1.2. Цель и задачи программы
Основные цели и задачи
Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Волшебная Мастерская“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
1. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Знакомство с жанрами изобразительного искусства;
3. Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
4. Умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра
5. Способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
6. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
7. Упражнять детей в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Развивающие:
8. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
9. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
10. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
11. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
12. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
Воспитательные:
13. Воспитание интереса к художественно - творческой деятельности.
14. Воспитывать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.
15. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
16. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
17. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тематический план
№ п/п Месяц Название раздела, темы Формы аттестации/контроля
Сентябрь
«Мое любимое дерево осенью». Выставка детских работ
«Листья в вазе» натюрморт Выставка детских работ
«Идёт дождь" Выставка детских работ
«Утро в сосновом бору» Выставка детских работ
Итог -Отчётная презентация
Октябрь
«Сказочные домики» Выставка детских работ
«Моя любимая сказка» Выставка детских работ
«Золотая осень» Выставка детских работ
«Разноцветные зонты» Выставка детских работ
«Ёжик» Выставка детских работ
Итог -Альбом детских работ
Ноябрь
«Ветка рябины» Выставка детских работ
«Деревья у озера» Выставка детских работ
«Рисование по замыслу» Выставка детских работ
«Первая снежинка» Выставка детских работ
Итог-Видео-урок «Ветка рябины»
Декабрь
«Усатый-полосатый» Выставка детских работ
«Морозный узор» Выставка детских работ
«Золотой петушок» Выставка детских работ
«Зимняя ночь» Выставка детских работ
«Дед Мороз» Выставка детских работ
Итог Альбом детских работ
Январь
«Волшебница – зима» Выставка детских работ
«Зимняя сказка» Выставка детских работ
«Жили у бабуси два веселых гуся» Выставка детских работ
Итог Альбом детских работ
Февраль
«Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» Выставка детских работ
«Снегирь» Выставка детских работ
«Домик трёх поросят» Выставка детских работ
«Нарисуй, что интересного произошло в детском саду» Выставка детских работ
Итог Мастер-класс для пап
Март
«Картинка маме к празднику 8 Марта» Выставка детских работ
«Подснежники» Выставка детских работ
«Цветик-семицветик» Выставка детских работ
«Цветы в вазе» Выставка детских работ
Итог Отчётная презентация
Апрель
«Самолет, самолет, ты вези меня в полет» Выставка детских работ
«Космический пейзаж» Выставка детских работ
«Плюшевый медвежонок» Выставка детских работ
«Пасхальное яйцо» Выставка детских работ
«Цветущая ветка» Выставка детских работ
Итог Отчётная презентация
Май
«Праздничный салют» Выставка детских работ
«Одуванчик» Выставка детских работ
«Мои маленькие друзья из Простоквашино» Выставка детских работ
Итог Отчётная презентация
1.4. Планируемые результаты
Интегративные качества:
1) Проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
2) Умеет планировать последовательность действий.
3) Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
К концу года ребенок может:
1) Различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
2) Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
3) Знает особенности изобразительных материалов.
4) Умеет использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования.
5) Умеет использовать в работе различный классический и бросовый материал.
6) Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
7) Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
8) Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
9) Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
месяц, занятие,содержание
сентябрь
1. Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.
Учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций
Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности,
Развивать чувство формы, цвета, пропорций
Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью)
3. Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.
Закреплять умение строить композицию рисунка.
Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке.
Упражнять в рисовании гуашью
4. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления.
Учить рисовать фон характерной цветовой палитрой осени в технике «по – сырому», рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные).
Учить изображать деревья, кусты силуэтно линиями.
Закреплять приемы работы кистью и красками.
октябрь
1. Учить детей изображать сказочные домики, передавая его сказочный образ через конструкцию, детали, украшения.
Проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе сказочной постройки, цветовой гамме, декоративных украшений.
Развивать технические навыки работы с различными художественными материалами (акварель, цветные мелки, цветные карандаши)
2. Учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок.
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки.
Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш.
Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества.
3. Закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета.
Использовать разные приемы работы с кистью (всем ворсом и концом).
Развивать творчество.
4. Закреплять умение уверенно (без отрыва) рисовать прямые и волнистые линии, петли, спирали
Воспитывать художественный вкус, самостоятельность.
Развивать познавательный интерес, мелкую моторику, память, внимание, воображение, творческие способности.
5. Учить рисовать ежика.
Формировать умение создавать выразительный образ.
Учить делать выводы в процессе беседы.
Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами.
Расширять знания о животных, среде их обитания.
Развивать у детей познавательный интерес, эстетическое восприятие. Воспитывать у детей любовь к животному миру природы.
ноябрь
1. Учить детей рисовать кисть рябины;
Упражнять в технике пальчикового рисования при изображении грозди рябины, а листок приемом ритмичного примакивания ворсом кисти;
Закрепить представление о соплодиях рябины (кисть, гроздь) и их строении;
Упражнять в комбинировании различного цвета для изображении ягод;
Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
2. Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений.
Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета.
Развивать чувство композиции
Совершенствовать технику рисования акварелью.
3. Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали.
Упражнять в рисовании красками
4. Учить детей рисовать узор на бумаге, придумывать детали по своему желанию.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Развивать образные представления, воображение.
Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка.
Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисовании.
Формировать эстетический вкус.
декабрь
1. Учить детей передавать в рисунке образ котенка; рисовать, характерные признаки: уши, усы, пушистый хвост, коготки; рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком; раскрашивать изображения в соответствии с окраской животных.
Развивать сенсорное восприятие (представления о форме, цвете предмета);
2. Учить детей рисовать морозные узоры
Продолжать упражнять в умении располагать узор по всей поверхности листа и в разных направлениях.
Обогащать словарь детей словами: зимние, ажурные узоры
Способствовать развитию зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;
Закрепить умение работать кистью и аккуратно рисовать
3. Учить детей создавать выразительный образ петушка акварельными красками;
Закрепить умение рисовать в заданной последовательности;
Совершенствовать технику владения кистью;
Воспитывать любовь и уважение к домашней птице.
4. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту зимы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Продолжать учить детей отражать в рисунке зимнее впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, рисовать снег.
Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом).
Правильно располагать сюжет на бумаге.
Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
5. Развивать приемы создания изображения простым карандашом и оформления его в цвете, чувство композиции, воображение.
Подводить детей выражать впечатления от праздника
Рисовать фигуры людей в движении. Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры.
Направлять внимание на поиски хорошего расположения фигур на листе бумаги.
январь
1. Учить детей отражать в рисунке признаки зимы;
Продолжать знакомить детей с зимнем пейзажем, подвести к пониманию того, что природа прекрасна в любое время года;
Продолжать учить рисовать дерево (ствол, ветки) используя краски;
Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе;
2. Способствовать закреплению навыков в рисовании зимнего пейзажа, используя линию горизонта в рисунке, работая кончиком кисти;
Воспитывать чувство гордости за свой родной край;
3. Продолжать учить детей использовать ладонь как изобразительное средство.
Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Закрепить умение узнавать и называть цвета.
Развивать чувство цвета, объемности композиции.
Развивать мелкую моторику рук, мышцы кистей рук.
Развивать творческие способности.
февраль
1. Учить детей изображать горящий дом, передав его облик через конструкцию, детали, украшения.
Развивать творческие способности дошкольников.
Формировать навыки аккуратной работы
Упражнять в рисовании цветными карандашами в закрашивании рисунков
2. Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей
Продолжать учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
Учить правильно располагать изображение на листе бумаги
Закреплять умение правильно держать кисть; брать краску понемногу, учить смешивать цвета;
3. Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства, разные способы рисования линий, закрашивания рисунка.
Закреплять умение удачно располагать изображения на листе.
Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет.
Формировать умение оценивать рисунки.
4. Развивать умение замечать интересные темы, выделять их и высказывать свои суждения о них.
Развивать фантазию и творческую активность.
Закрепить технические умения и навыки рисования разными материалами.
Систематизировать представления детей о произошедших в детском саду событиях.
март
1. Научиться рисовать весенние цветы тюльпаны, создавать композицию
Закрепить знание о весенних цветах – тюльпаны.
Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта
Закрепить технические умения рисования акварельными красками и технику нанесения пластилина на лист бумаги.
2. Учить детей создавать в рисунке образ подснежника: листья короткие и острые, тонкие стебли, цветок из трех лепестков приемом примакивания
Закреплять знание детей о первоцветах
Воспитывать бережное отношение к природе, цветам-первоцветам.
Воспитывать аккуратность во время рисования
Продолжать формировать правильную осанку, соблюдая правильное положение тела при рисовании.
3. Продолжать знакомить детей с цветами радуги.
Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть.
Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски с белилами.
Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.
4. Учить детей рисовать натюрморт, в рисунке передавать красоту и яркость цветов
Развивать композиционные навыки - умение располагать изображение на листе бумаги, эстетическое восприятие, наблюдательность
Закреплять умение рисовать гуашью, передавать в рисунке форму предметов, цвет близко к натуре
апрель
1. Закреплять умение детей рисовать пятна поролоном.
Закрепить название цветовой гаммы.
Развивать творческое воображение детей.
2. Закрепить умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.
Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтение литературы о космосе.
Развивать мелкую моторику, творчество, воображение и фантазию детей.
3. Помочь детям освоить новый нетрадиционный способ изображения – рисование поролоном, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность eгo внешнего вида (объем, пушистость).
Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
4. Продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в придумывании узора и нанесении его на силуэт яйца.
Учить добиваться яркого колорита в узоре, ритмичного чередования знакомых элементов между собой, композиционного расположения по всей поверхности силуэта. Развивать художественный вкус, эстетические чувства.
5. Развивать воображение детей, внимание, наблюдательность.
Познакомить детей с натюрмортом используя нетрадиционными техниками рисования Воспитывать любовь к природе, создавать радостное настроение у детей.
май
1. Научить рисовать праздничный салют восковыми мелками
Закреплять знания и умения пользоваться двумя материалами: восковыми мелками и акварельюРазвивать эстетические чувства, выделяя средства выразительности в изображениях, созданных другими детьми
2. Продолжать учить детей рисовать способом тычка, располагать рисунок в центре листа. Развивать цветовое восприятие, творчество.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Развивать речь, кругозор; развивать чувство цвета, эстетическое восприятие; упражнять в разнообразных приемах работы кистью (концом, всем ворсом).Учить создавать композицию по мотивам украинской росписи; сочетать цвета светлых и темных оттенков, используя в рисовании ограниченную гамму (в коричнево –желто – зеленых тонах)
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Библиотечный фонд:
1. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки Российской Федерации
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ»
6. Энциклопедии по искусству
7. Словарь искусствоведческих терминов
8. Методические пособия (рекомендации по проведению ИЗО)
9. Методические журналы по ИЗО
Печатные пособия:
1. Портреты русских и зарубежных художников
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц
4. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Технические средства обучения
1. Мультимедиа-проектор
2. Музыкальный центр
3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Экранно-звуковые пособия:
1.DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы
2. Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы
Учебно-практическое оборудование:
Краски акварельные, краски гуашевые, тушь, бумага А3, А4, бумага цветная, восковые мелки, пастель, кисти разного номера, стаканчики для воды, клей, ножницы, различный бросовый материал.
Модели и натурный фонд:
Муляжи, изделия ДПИ, предметы быта.
Специализированная учебная мебель:
Столы учебные, стулья, шкафы и стеллажи для книг и оборудования.
2.3. Формы аттестации: фотоотчёт (презентация, выставки детских работ, публикация на сайте школы, отзыв от руководителя организации.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки:
Правильная передача композиции;
Как организована плоскость листа;
Правильное размещение на листе;
Согласованы ли компоненты между собой;
Как используются художественные материалы;
Как используются художественные средства выразительности;
Общее впечатление от работы.
Формы контроля:
Выставки работ;
Кроссворд;
Тематические игры.
2.5. Методические материалы
Образцы готовых изделий
Натюрморт, состоящий из предмета сервировки, фруктов и овощей
•«Городец» - кухонная доска
•«Хохлома» - деревянные ложки
•«Дымковская игрушка»
Технологические карты:
•«Цветовой круг»;
•«Человек в движении»
•«Строение дерева, кустарника»,
•«Строение цветка»
•Репродукции работ И. Левитана, И. Шишкина;
•Иллюстрации к сказкам, выполненных в различных техниках художниками: И. Билибиным, Е. Чарушиным, В. Жигаревым.
•Иллюстрации планет, космических кораблей, орбитальной станции, фотография Ю. Гагарина
•Иллюстрации людей – представителей различных профессий
•Иллюстрации фруктов, овощей, грибов, ягод
•Иллюстрации и открытки, посвященные Дню Победы
•Объекты живой и неживой природы: куклы, цветы, фрукты, овощи и т. д.
•Конспекты занятий.
•Игровые методики: физкультминутки, музыкальное сопровождение к занятию
•Материалы по работе с детским коллективом
•Методические разработки,
•Рекомендации,
•Инструктаж по ТБ: «Инструкция по технике безопасности на занятиях объединения «Путешествие с Палитрой»,
Интернет ресурсы :
•www.art-urok.ru
•www.mtdesign.ru
•www.dobrieskazki.ru
•www.fizkult-ura.ru
3. Список литературы
Основная литература:
1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. – Чебоксары, 2015. – 96 с.
2. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с.
3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
4. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2016. – 192с.
5. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М. : Карапуз-Дидактика, 2019.—190с.
6. Казакова Т. Г., Лыкова И. А. Изобразительное искусство. – М. : Карапуз-Дидактика, 2018. — 111с.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ; Издательство Астрель, 2015. – 63с.
9. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Москва: ООО Попурри, 2005. – 144с.
10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в д / с. М. : Мозаика – си нтез 2016г, -- 190с.
11. Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М. : Сфера, 2016, --119с.
12. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2017. – 143с.
13. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336с.
14. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2011. – 168с.
Дополнительная учебная литература:
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М. : Просвещение, 1984. –160с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 2007. –90с.
3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М. : Просвещение, 1999. –159с.
4. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. М. : Просвещение, 2016.—62с.
5. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М. : Просвещение, 2011. –32с.
6. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. М. : Столетие, 1998. –140с.
7. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М. : Просвещение, 2003. –96с.
8. Курочкина Н. А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту». Детство-Пресс, 2014. –269с.
9. Курочкина Н. А. «О портретной живописи – детям». Детство-Пресс, 2008. – 104с.
10. Курочкина Н. А. «Знакомство с натюрмортом». Детство-Пресс, 2011. –110с.
11. Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс, 2007. –128с.
12. Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2009. –34с.
13. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2011. –16с.
14. Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2015. –150с.
15. Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких». Детство-Пресс, 2008. –29с.
16. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2019. –96с.
17. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. М. :Малыш, 2017. –224с.