Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа «Абвгдейка»

Шепелева Надежда
Дополнительная общеразвивающая программа «Абвгдейка»

Надежда Шепелева, Анна Журавлева, учителя-логопеды

Дополнительная общеразвивающая программа "АБВГДейка"

Пояснительная записка

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

В рамках проблемы совершенствования подготовки детей к школьному обучению особую значимость приобретают вопросы готовности к овладению чтением и письмом дошкольников. Актуальность их определяется современными тенденциями развития, стимулирующими поиски новых подходов к использованию чтения и письма как средства, способствующего развитию устной и письменной речи и преодолению их отклонений; высокими требованиями к организации начального обучения, а также несоответствиями между данными требованиями и готовностью детей к школе.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Абвгдейка“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальный и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Для полноценного речевого развития в соответствии с целевыми ориентирами необходима систематическая совместная деятельность детей и взрослых.

Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.

Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.

Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям современного обучения.

Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Задачи программы:

— сформировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;

— развивать мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

— формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

— формировать умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

— развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

— развивать навыки речевого общения;

— развивать мелкую моторику, графомоторные навыки и зрительно-двигательную координацию.

Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.

Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой. Базой данного курса программы является пособие по обучению чтению дошкольников «Логопедический букварь» Сычевой Г. Е., 2002 год.

Методическое обеспечение программы

Ведущими принципами организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются:

личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);

индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;

позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками).

Методы обучения:

словесные методы (беседа, объяснение, описание, разбор, оценка, задание);

практические методы (разучивание упражнений по частям и в целом);

наглядный метод (показ педагога, показ по видео, демонстрация фотографий).

Педагогические приемы: этапность – от простого к сложному; положительное воздействие педагога: улыбка, добрый взгляд, хорошее настроение, поощрение, использование шуток, юмора, переключение внимания, скрытие недостатков; исключение отрицательных оценок.

Условия реализации программы

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, рабочая тетрадь «Как хорошо уметь читать».

Комплектование учебной группы

Для успешной реализации программы формируется группа из 10 человек.

Форма занятий

Работа с программой рассчитана на один год обучения, 2 занятия в неделю по 30 минут, общей численностью – 70 «академических» часов. Основная форма занятий – групповая.

Предполагаемый результат

Воспитанники должны знать и уметь:

различать понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий

различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные;

знать буквы русского алфавита;

определять наличие и место заданного звука в слове;

анализировать звуковой состав слова;

определять количество слогов в слове, ударный слог;

плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;

ориентироваться на странице тетради, правильно располагать в ней предметные рисунки, узоры;

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Способы проверки результатов освоения программы

Основной формой проверки результативности освоения содержания программы являются контрольные занятия, которые проводятся 2 раза в год и подразумевают оценку качества выполнение всех упражнений, обозначенных в программе и демонстрацию результатов работы для родителей в форме итогового занятия.

Учебно-тематический план

п/п Содержание программы Объем учебной нагрузки по программе (количество НОД)

1 Вводное занятие. «Для чего нужна речь» 1

2 Уточнение понятия «речевой звук», дифференциация понятий «звук – слово». 1

3 Звук [У]. Буква У 1

4 Звук А. Буква А 1

5 Звуки [А, У]. Буквы А, У 1

6 Звук [И]. Буква И 1

7 Звуки [А, У, И]. Буквы А, У, И 1

8 Звуки [М – М‘]. Буква М 2

9 Звуки [Н – Н‘]. Буква Н. 2

10 Звуки [П – П’]. Буква П. 2

11 Звук [О]. Буква О. 1

12 Звуки [К – К‘]. Буква К. 2

13 Звуки [Т – Т‘]. Буква Т. 2

14 Звуки [П, Т, К] 1

15 Звуки [Д – Д‘]. Буква Д. 1

16 Звуки [Т – Д, Т’ – Д‘]. 1

17 Звуки [Ы]. Буква Ы. 1

18 Звуки [Ы – И]. 1

19 Звуки [Г – Г‘]. Буква Г. 1

20 Звуки [Г, Г‘ – К, К‘]. 1

21 Звуки [Б – Б‘]. Буква Б. 1

22 Звуки [Б, Б’ – П, П‘]. 1

23 Звуки [В – В‘]. Буква В. 1

24 Звук [Й]. Буква Й. 2

25 Буква Я. 2

26 Звуки [Л – Л‘]. Буква Л. 2

27 Звуки [Л‘ – Й]. 1

28 Звуки [Э]. Буква Э. 1

29 Звуки [Х– Х‘]. Буква Х. 1

30 Звуки [К – Х] 1

31 Буква Ю. 2

32 Звуки [Ф – Ф‘]. Буква Ф. 1

33 Звуки [В, Вь – Ф, Фь] 1

34 Звук [Ч]. Буква Ч. 2

35 Звуки [Ч – Т‘] 1

36 Звуки [С - С‘]. Буква С. 1

37 Буква Е. 2

38 Звуки [З – З‘]. Буква З. 1

39 Звуки [С, С‘ – З, З’] 1

40 Звук [Ц]. Буква Ц. 1

41 Звуки [Ц – С]. 1

42 Звук [Ш]. Буква Ш. 2

43 Звуки [С – Ш] 1

44 Звук [Щ]. Буква Щ. 1

45 Звуки [С – С‘ – Щ] 1

46 Звуки [Ч – Щ] 1

47 Звук [Ж]. Буква Ж. 1

48 Звуки [Ж – З] 1

49 Звуки [Ш – Ж] 1

50 Буква Ё. 2

51 Звуки [Р – Р’].Буква Р. 1

52 Звук [Р, Р‘ – Л, Л’]. 1

53 Буква мягкий знак. 2

54 Разделительный твердый знак. 2

55 Итоговое занятие «В сказочной стране» 1

Итого 70

Содержание программы

1. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятия:

— уточнить правильное произношение звуков;

— развивать артикуляционную моторику;

— учить различать на слух изученные гласные и согласные звуки; дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости; по звонкости и глухости; по месту и способу образования;

— учить выделять звук из состава слова;

— формировать умение характеризовать звук;

— учить анализу и синтезу слогов (обратных, прямых, закрытых, со стечением согласных) и слов различного звукослогового состава;

— формировать умения подбирать к схеме слово; преобразовывать слоги и слова;

— учить делению слов на слоги; слоговому анализу двух-трехсложных слов; слогообразующей роли гласных звуков; составлению слоговых схем слов;

— воспитывать умение находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;

— использовать ребусы и кроссворды для формирования навыков звукового анализа слова;

— формировать понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударение.

2. Обучение грамоте, работа с разрезной азбукой, письмо, чтение:

— познакомить с буквами;

— учить выполнять звукобуквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, слов различного звукослогового состава и предложений из 2,3,4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания;

— преобразовывать слоги и слова;

— формировать навык чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов, предложений;

— ознакомить с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.

3. Развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; формировать мыслительные операции (навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4. Развивать мелкую моторику рук и графомоторные навыки:

упражнять в штриховке, обведении по контуру, раскрашиванию;

упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;

упражнять в рисовании разнообразных линий;

учить печатать буквы разных размеров, слоги, слова, предложения.

Критерии и показатели уровней освоения программы детьми старшего дошкольного возраста

Высокий уровень: различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; знает буквы русского алфавита; определяет наличие и место заданного звука в слове; анализирует звуковой состав слова; определяет количество слогов в слове, ударный слог; плавно читает слоги, сознательно читает слова и предложения; ориентируется на странице тетради, правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры; взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Средний уровень: допускает ошибки при различении понятий: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; не всегда правильно различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; путает буквы русского алфавита; затрудняется в определении наличия и места заданного звука в слове; под руководством педагога анализирует звуковой состав слова; не всегда правильно определяет количество слогов в слове, ударный слог; плавно читает слоги, иногда затрудняется в понимании прочитанных слов и предложений; допускает ошибки при ориентировании на странице тетради, расположении в ней предметных рисунков, узоров; при взаимодействии со сверстниками и взрослыми малоактивный.

Низкий уровень: не различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; не может различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; не знает буквы русского алфавита; не определяет наличие и место заданного звука в слове; не может выполнить анализ звукового состава слова; не определяет количество слогов в слове, ударный слог; не читает слоги, слова и предложения; плохо ориентируется на странице тетради, не правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры; не взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Литература

1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.

2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. — М. : Просвещение, 1985.

3. Косинова Е. М. Логопедический букварь. —М. : Махаон, Азбука —Аттикус, 2012. —112 с.

4. Косинова Е. М. Пишем вместе с логопедом. —М. : Махаон, Азбука —Аттикус, 2013. —64 с.

5. Савицкая Н. М. 28 занятий для обучения грамоте в детском саду и дома. —СП. б. : Издательский Дом «Литера», 2012. —64 с.

6. Сычева Г. Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. —М. : Прометей, Книголюб, 2002. —96 с.

7. Цуканова С. П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2012.– 32 с.

8. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. Альбом 1-3 для индивидуальной работы / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. .

9. Цуканова СП., Бетц Л. Л. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I-III период обучения / СП. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Публикации по теме:

«Чудеса из теста». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по ИЗО деятельности несовершеннолетних Пояснительная записка Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Загадочный мир оригами» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Занимательная математика» Пояснительная записка Образовательная программа «Занимательная математика» направлена на развитие индивидуальных математических способностей,.

Дополнительная общеразвивающая программа Дополнительная общеразвивающая программа Кружок «Волшебный бисер» Из бисера колье, серёжки Украсят женское лицо, А вот – гердан, браслеты, брошки, Цветы, пасхальное яйцо. Какие вещи- загляденье! От них.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные картинки» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Зорька» комбинированного вида РАССМОТРЕНО на педагогическом.

Общеразвивающая дополнительная программа кружка «Ладушки» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Абвгдейка»
Опубликовано: 30 октября 2016 в 10:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД