Получи документы

Дошкольное и начальное образование в современном мире

Алёна Булатова
Дошкольное и начальное образование в современном мире

Для современного педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами обучения и воспитания, изучить имеющийся опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, сочетание в каждой конкретной педагогической ситуации, создать современные педагогические технологии, отобрать и возродить продуктивные традиции организации учебно-воспитательной работы прошлых лет, стать автором собственной концепции воспитания и реализировать себя как целостный субъект профессиональной деятельности. Дошкольное и начальное образование в системе непрерывного образования человека выступают базовой образовательной ступенью, от которой зависит общая образовательная основа населения, а также и всеобщие достижения образования в целом. Это –фундамент сохранения культурных ценностей и ведущий фактор формирования и развития личности растущего человека, способствующий вхождению подрастающего поколения в социальную систему современности. В связи с этим, одной из важнейших задач государства является обеспечение доступности, качества и эффективности начального общего образования, с одной стороны. С другой –создать необходимые условия для качественной подготовки современного учителя-воспитателя как исследователя, экспериментатора, воспитателя, организующего жизнь и деятельность обучающегося.

Публикация «Дошкольное и начальное образование в современном мире» размещена в разделах

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Дошкольное образование является самой первой общественно - государственной формой. А детский сад - это модель устройства мироздания, в центре которого - развитие человека, ребенка. Дошкольный же возраст является важнейшим период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать.

Я считаю, что содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Сегодня мы, педагоги, чутко реагируем на те изменения, которые происходят в стране. Мне кажется, что именно инновация в ДОУ позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Активное внедрение инновационных технологий позволит обеспечить современное качества образования. Инновационная деятельность создаст условия для духовного развития детей, повышают профессиональный уровень педагогов.

Инновационное учреждение — это учреждение, работающее в режиме развития. Признаками инновационной деятельности являются актуальность проводимой работы, включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, эффективность результатов. Инновационным можно назвать учреждение, которое стремится в своей деятельности использовать достижения современной педагогической науки, новые технологии дошкольного образования, где реализуются творческие возможности всех членов коллектива ДОУ.

К примеру, это может быть разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является - разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально - экологический проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланированный общий маршрут "Сенсорного сада" объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). На основе этого же принципа необходимо организовать работу по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов возможны сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду можно реализовать через проектную модель «Педагогический портфель», который будет направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда. В ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какой-либо причине дошкольные образовательные учреждения. Возникает новая задача – расширение спектра вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это могут быть группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, семейные группы, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, клубы будущего родителя, оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу.

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Главная задача воспитателя – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится на сотрудничество, взаимодействие. При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др.

Сегодня можно отметить, что наше дошкольное образование делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллективы детского сада с уверенностью смотрят в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался не решенным целый комплекс проблем, в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2012-2020 годы. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей

Публикации по теме:

Дошкольное образование детей с ОВЗ Дошкольное образование детей с ОВЗ Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является.

Дошкольное образование глазами современного воспитателя Дошкольное образование было и остается одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов социальной жизни в целом, а также в жизни.

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в современном обществе» Цель: Дать понятие педагогической толерантности, познакомить с формами интеграции детей с особыми нуждами, отметить преимущества инклюзивного.

Математическое образование в современном ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Одной из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Место ребенка в современном мире Место ребенка в современном мире. К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т. е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту,.

Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось.

На страничку психолога «Аутизм в современном мире» Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь,.

Презентация «Современное дошкольное образование. Доступность и качество» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Происходящие перемены в образовании предъявляют сегодня новые требования и к развитию дошкольного.

Фотоотчет об участии во Всероссийской конференции «Дошкольное образование-2017»Фотоотчет об участии во Всероссийской конференции «Дошкольное образование-2017» В рамках конференции "Дошкольное образование - 2017. Практика эффективного управления", наш детский сад принимал руководителей дошкольных.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольное и начальное образование в современном мире
Опубликовано: 23 января 2018 в 21:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД