МААМ-картинки

Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства

Ирина Куликова
Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства

Духовно - нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства

(Слайд № 1)

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В. А. Сухомлинский

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последнее время особое значение. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Публикация «Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, когда очень остро встал вопрос о формировании нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Такое нравственное возрождение невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений.

Художник-педагог Б. М. Неменский подчеркивал, что ребенка с раннего возраста необходимо «… привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Дошкольное детство является самым важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства. Маленьким детям еще не совсем доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Считаю, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой знакомство детей декоративно – прикладному искусству уделяется небольшое внимание, занятий мало и охватывают они немногие виды росписи. Поэтому я разработала дополнительную общеобразовательную программу:

«Декоративно – прикладное искусство», рассчитанную на детей в возрасте 4-7 лет.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании духовно – нравственных качеств через декоративно – прикладное искусство поставила перед собой следующие задачи:

(Слайд №2)

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред : игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;

3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи : обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;

6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее.

Для младших дошкольников наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, прямых и волнистых линий, точек, кругов, полос.

Старшие дошкольники могут различать уже своеобразие народных росписей, создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи : колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал.

Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми я знакомлю детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Работу по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным искусством провожу в 4 этапа :

(Слайд №3)

1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д., сюжетных линий;

2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные, волнистые линии и т. д.);

3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;

4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов (тарелка, ложка, ваза и т. д.).

Следует подчеркнуть, что знакомство детей с каждым новым видом народной росписи конечно же начинаем с истории её возникновения. При подготовке таких занятий использую различные формы их организации: беседа с игровыми элементами, сказки, игра, путешествие, которые способны вдохновить ребят и раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства. Ведущую роль в этих занятиях выполняют образцы народных изделий.

(Слайд № 4)

Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка и матрешка, как нельзя лучше, подходит для знакомства с народной росписью в самом начале обучения. Образы народной игрушки легко узнаваемы детьми и радуют их, раскрывая мир веселого праздника, вызывая первый живой эмоциональный отклик. Затем следует изучение более сложных видов народного искусства – Городец, (Слайд № 5) художники украшали своими узорами в основном предметы деревенского быта.

(Слайд №6)

Удивительные узоры «золотой» хохломской росписи и (Слайд №7)голубой гжельской, вобравшие в себя всю красу земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на эти хитросплетения птиц, трав и цветов в произведении народных мастеров дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них просыпается желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор. Поэтому так важно, чтобы предметы искусства, впервые пробуждающие душу ребенка, и воспитывающие в нем чувство красоты, были национальными.

(Слайд № 8, 9, 10, 11) Готовые рисунки и поделки используем в оформление выставок и подарков родителям - все это вызывает у детей гордость за свой труд. На занятиях стараюсь создать творческую атмосферу, где ребенок сможет развить свое воображение, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет. Значение знакомства с народным искусством для духовного - нравственного воспитания дошкольников трудно переоценить. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Так постепенно, шаг за шагом, кисть и карандаш в детских руках становятся средствами выражения духовной жизни, понимания мира и себя в этом мире и, как итог, зарождения любви и интереса к народной культуре, чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Все это постепенно должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

(Слайд №11)

Публикации по теме:

Деловая игра «Развитие математических способностей посредством декоративно-прикладного искусства» Деловая игра «Развитие математических способностей посредством декоративно-прикладного искусства». Окружающими предметами, впервые пробуждающими.

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Мини-музей народного декоративно прикладного искусстваМини-музей народного декоративно прикладного искусства Мини – музей народного декоративно прикладного искусства. В нашем детском саду одна из годовых задач является «Знакомство детей с народным.

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» .

Приобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусстваПриобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства Приобщение учащихся к кубанским традициям через декоративно-прикладное и изобразительное искусства. Происходящие в нашей стране глобальные.

Программа по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Русские узоры» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные.

Роль дидактических игр в процессе знакомства с особенностями декоративно-прикладного искусства Народные художественные промыслы, одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,.

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…» Р. Тагор На современном этапе развития нашего государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 18:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД