Папки-передвижки

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Галина Рыжкова
Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

«…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В. А. Сухомлинский.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Время наше сложное- это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализованные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикация «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Велико значение народных промыслов для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим взглядам народа.

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют его поведение и поступки.

Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию помогает детям воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы духовно-нравственного воспитания. Необходимость этой работы существует, так как нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т. д.

Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительной и геометрического орнамента.

Сначала я разработала задачи работы:

1. Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

2. Знакомить с закономерностями выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы;

3. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментах – чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

4. Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

5. Развивать эстетическое образное восприятие;

6. Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

7. Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Направления работы

1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.

2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.

Знакомство с народными игрушками : дымковской, богородской, матрешкой начинается с первой младшей группы.

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Изделия эти поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

С младших групп начинается приобщение детей к декоративной деятельности : украшению дымковскими узорами вырезанных силуэтов игрушек (уточка, козлик, конь и др., и разных предметов (блюдечко, рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом – так рисуют народные мастера.

Организуя занятия по декоративному рисованию дымковской игрушки,мы даем возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Со средней группы мы уже начинаем формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Дымковские и филимоновские изделия используются для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. Для росписи используем силуэты игрушек, вырезанные из бумаги.

В этом возрасте происходит и знакомство детей с городецкими узорами. Городецкие деревянные изделия разнообразны: это - декоративные панно, ларцы, игрушки, детская мебель. Выразительность формы, яркие, живые краски придают предметам оригинальность и свежесть. У детей развиваются умения выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

В старшей группе продолжается знакомство детей с изделиями народных промыслов, закрепляются и углубляются знания о дымковской, филимоновской игрушках и их росписи. Здесь уже включаем городецкую, хохломскую, гжельскую росписи в творческую работу детей, еще более шире

рассказываем об истории возникновения и развития народных промыслов, о своеобразии каждой росписи, присущих только данной росписи элементов и красок.

В подготовительной группе происходит развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, жостовская, дымковская, хохломская роспись).В этом возрасте стараемся формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида, закрепляем умение создавать композиции на листах разной формы, силуэтах предметов и игрушек. Эти дети уже умеют использовать характерные для того или иного вида народного искусства элементы узора и цветовую гамму при составлении композиции.

Удивительные узоры «золотой» хохломской росписи, вобравшие в себя всю красоту земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, находя элементы хохломской росписи в окружающей природе, дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них возникает желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами.

Сначала мы знакомим детей с элементами русской народной росписи, учим их рисовать. Затем учим детей составлять из этих элементов узоры на бумаге разной формы- круглой, квадратной, прямоугольной, а также на силуэтах, изображающих предметы быта (ковш, чашка, ложка, блюдо и т. п.)и одежды (рубаха, платье, сарафан). Но обязательно перед этим знакомим с определенным видом народного декоративно-прикладного творчества. Так, знакомя детей с каким-либо промыслом, их одновременно знакомим с характерными признаками этого вида- материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью в ДОУ устраиваем выставки образцов данного промысла, просматриваем иллюстративный материал.

Знакомство с промыслами и обучение росписи предметов происходит поэтапно:

-Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории росписи, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с тем или иным промыслом.

-Практический материал можно сделать самостоятельно. Это расписанные плоскостные и объемные изделия, а самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

-Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов.

-Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети усваивают элементы росписи.

-Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

2. Формирование обобщенных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи : хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. ;

-освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах.

Мы осуществляем работу по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в системе. Дети овладели разнообразными нетрадиционными техниками рисования (образование цветовых оттенков путем смешивания красок, рисование тычком).Лучшие детские работы отбираются на постоянно действующую выставку.

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников : способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистичное в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи своего народа. Народное искусство- великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, небходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, мы думаем, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Небольшие вещицы- доски, мисочки, ложки –похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу иконных мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на красивые узоры, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.

Подготовила: воспитатель Рыжкова Г. С.

Публикации по теме:

Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчет)Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчет) Добрые традиции. Дошкольный возраст это период активного познания мира, человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» .

Культпоход в музей декоративно-прикладного и народного искусства (фотоотчет)Культпоход в музей декоративно-прикладного и народного искусства (фотоотчет) Задачи: Воспитывать интерес к народному искусству; Обогащать художественное восприятие и словарь детей (роспись,.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2 слайд «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №366» Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного.

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…» Р. Тагор На современном этапе развития нашего государства,.

Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2016 в 10:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД