Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Яшина
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры. И прежде чем начать глубже изучать с детьми духовно-нравственную культуру, мы на собрании опросили всех родителей, согласны ли они с нашим решением или нет. Все родители выразили своё согласие.

В беседах и играх мы учим детей быть добрыми, отзывчивыми, любить и почитать своих родителей. Иногда в жизни бывают моменты, в которые трудно отличить добро от зла и сделать верный вывод. Читая книги, мы очень надеемся, что они помогут нашим детям. Очень нам понравились рассказы из книги «Приключения в ковровом лесу». Вместе с героями мы как бы переносились в те места и события, о которых читали, вместе переживали. Рассказы из книжки «Воскресное чудо» глубоко тронули детские души. Дети стали более внимательны и чутки к тем, кто болеет.

Пока ребёнок маленький, он не думает о своей будущей жизни. Ему хочется больше играть, лакомиться, заниматься своими делами. Но проходит год за годом, и этот же ребёнок смотрит всё дальше на свою жизнь. У него появляется желание скорее вырасти и стать учёным или учителем, шофёром или строителем… Наглядным примером в процессе духовно-нравственного воспитания являются хорошие люди, окружающие ребёнка и служащие ему образцом для подражания. Все мы перенимаем друг у друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого было бы невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, обычаев, моды. Но пока наши детки ещё маленькие, мы учим их и вместе с ними радуемся красоте мира.

В нашем саду создан мини-музей русской старины «Русская изба», где дети знакомятся с предметами русского быта, их предназначением, с традициями и обычаями русского народа. Это помогает и развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.

Большое место в духовно-нравственном развитии дошкольников занимает экологическое воспитание. Особое внимание мы уделяем краеведению, знание природы родного края и бережное отношение к ней. Мы стараемся использовать метод эмоционального воздействия на детей: любование красотами родной природы, использование поэтического слова и музыкальных произведений, изображение увиденного в рисунках, изготовление тряпичных кукол.

В нашем селе Никольское со времён войны долгие годы стояла разрушенная церковь. Сейчас она восстановлена. Вместе с детьми мы наблюдали за восстановлением храма. Отец Александр приходил освятить наш сад. Родители и дети были очень рады этому событию.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесёт желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые детям педагогами. Для родителей мы проводили беседы-консультации по темам: «Воспитание любви и уважения к родителям», «В каждом доме свои традиции», «Влияние природы на нравственное воспитание дошкольников», «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу». Все вместе и дети, и родители, и педагоги участвовали в районном конкурсе художественного творчества «Родное Подмосковье».

Беседы с родителями наших воспитанников показали, что некоторые из них не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Семья играет центральную роль в сознании ребёнка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере. Наша задача помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Только все вместе путём целенаправленного влияния можно заложить в человеке семена любви и добра к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни всё» и «действовать ради целей обогащения любым способом»

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребёнка. Он понесёт его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 14:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...