Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Яшина
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры. И прежде чем начать глубже изучать с детьми духовно-нравственную культуру, мы на собрании опросили всех родителей, согласны ли они с нашим решением или нет. Все родители выразили своё согласие.

В беседах и играх мы учим детей быть добрыми, отзывчивыми, любить и почитать своих родителей. Иногда в жизни бывают моменты, в которые трудно отличить добро от зла и сделать верный вывод. Читая книги, мы очень надеемся, что они помогут нашим детям. Очень нам понравились рассказы из книги «Приключения в ковровом лесу». Вместе с героями мы как бы переносились в те места и события, о которых читали, вместе переживали. Рассказы из книжки «Воскресное чудо» глубоко тронули детские души. Дети стали более внимательны и чутки к тем, кто болеет.

Пока ребёнок маленький, он не думает о своей будущей жизни. Ему хочется больше играть, лакомиться, заниматься своими делами. Но проходит год за годом, и этот же ребёнок смотрит всё дальше на свою жизнь. У него появляется желание скорее вырасти и стать учёным или учителем, шофёром или строителем… Наглядным примером в процессе духовно-нравственного воспитания являются хорошие люди, окружающие ребёнка и служащие ему образцом для подражания. Все мы перенимаем друг у друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого было бы невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, обычаев, моды. Но пока наши детки ещё маленькие, мы учим их и вместе с ними радуемся красоте мира.

В нашем саду создан мини-музей русской старины «Русская изба», где дети знакомятся с предметами русского быта, их предназначением, с традициями и обычаями русского народа. Это помогает и развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.

Большое место в духовно-нравственном развитии дошкольников занимает экологическое воспитание. Особое внимание мы уделяем краеведению, знание природы родного края и бережное отношение к ней. Мы стараемся использовать метод эмоционального воздействия на детей: любование красотами родной природы, использование поэтического слова и музыкальных произведений, изображение увиденного в рисунках, изготовление тряпичных кукол.

В нашем селе Никольское со времён войны долгие годы стояла разрушенная церковь. Сейчас она восстановлена. Вместе с детьми мы наблюдали за восстановлением храма. Отец Александр приходил освятить наш сад. Родители и дети были очень рады этому событию.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесёт желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые детям педагогами. Для родителей мы проводили беседы-консультации по темам: «Воспитание любви и уважения к родителям», «В каждом доме свои традиции», «Влияние природы на нравственное воспитание дошкольников», «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу». Все вместе и дети, и родители, и педагоги участвовали в районном конкурсе художественного творчества «Родное Подмосковье».

Беседы с родителями наших воспитанников показали, что некоторые из них не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Семья играет центральную роль в сознании ребёнка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере. Наша задача помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Только все вместе путём целенаправленного влияния можно заложить в человеке семена любви и добра к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни всё» и «действовать ради целей обогащения любым способом»

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребёнка. Он понесёт его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 14:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...