МААМ-картинки

Дыхание как важная составляющая речи

Татьяна Козырева
Дыхание как важная составляющая речи

Дыхание, как важная составляющая речи.

Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняются многими причинами (слабость мышц артикуляционного аппарата, избирательные нарушения фонематических процессов, неблагоприятное речевое окружение и т. д., среди которых выделяется недоразвитие речевого (фонационного) дыхания.

Публикация «Дыхание как важная составляющая речи» размещена в разделах

Источником образования звуков речи служит воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Неправильное речевое дыхание приводит :

- к нарушению плавности речи;

- позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука Р нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

- ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

- в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

- неправильному использованию интонационных средств выразительности;

- нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).

Речевое дыхание может быть затруднено в следствии хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикании, ринолалии («заячья губа», «волчья пасть», дизартрии (нарушение речи, связанное с нарушением нервных процессов).

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Работа над речевым дыханием начинается с развития физиологического дыхания. Основное назначение физиологического дыхания – поддержание жизни в организме путем газообмена. Наиболее правильным является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Одно из упражнений для развития диафрагмального дыхания ребенка : исходное положение лежа на спине, на живот можно положить небольшую игрушку (для контроля дыхания). На вдохе надуть живот, на выдохе плавно втянуть. Повторить 7-10 раз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для развития речевого дыхания в домашних условиях можно использовать различные игры, но необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже некоторые игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Вертушка

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Катись, карандаш!

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно играть, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Бульки

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Публикации по теме:

«Флейта — инструмент, продолжающий дыхание». Семинар-практикум для родителей дошкольников 4–7 лет «Флейта - инструмент, продолжающий дыхание» Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста (4-7 лет) по материалам Т. А.

«Флейта — инструмент, продолжающий дыхание». Семинар-практикум для родителей дошкольников 4–7 лет (продолжение) 2 часть. Музыкальный руководитель раздает каждому родителю музыкальные инструменты для практической части семинара. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Дыхание лета (фотозарисовка)Дыхание лета (фотозарисовка) Дыхание лета (фотозарисовка) Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, доброе время суток. С наступившим вас 2016 годом! В первый.

Дыхание против стресса Если в ритме дыхания ты попадешь в такт дыханию природы, то получишь силу на сто лет жизни. Ши Юй Ни для кого не секрет, что на сегодняшний.

Мини-проект «Важная профессия — пожарный» Актуальность: противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет ребенок. Она включает в себя требования.

Первое дыхание зимы (фотозарисовка)Первое дыхание зимы (фотозарисовка) Еще не наступила зима, а красоту первых зимних дней мы увидели в начале ноября на даче. Такую красоту мы наблюдали в Тульской области.

«Певческое дыхание у детей». В помощь музыкальным руководителям .

Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка Известно, что одаренность и способности человека могут ярко проявиться в любом возрасте и самых разнообразных направлениях деятельности.

Консультация для родителей «Речевое дыхание» Качество речи, а точнее ее «некачественность» у детей, сегодня является актуальной и массовой проблемой. Есть много факторов, влияющих на.

Консультация для логопедов «Речевое дыхание» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхание как важная составляющая речи
Опубликовано: 30 января 2016 в 10:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД