МААМ-картинки

Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ

Маргарита Кудряшова
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.

Публикация «Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.

Так, дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе развития и становления речи детей. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.

Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. Кроме того специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что особенно важно, повышают эффективность идеомоторных актов (то есть образно представляемых движений и состояний).

Доказано, что потребность организма в кислороде во многом зависит от степени мышечного напряжения, а под воздействием расслабления мышц (релаксации) понижается ток импульсов, идущих от рецепторов мышц и суставов в центральную нервную систему. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.

При дыхании организм усваивает не все количество выдыхаемого кислорода. Специальные дыхательно - звуковые упражнения, при которых происходит напряженный выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций.

При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак происходящего биохимического процесса).

Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.

Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.

М. Р. Львов в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставит «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко».

В своей работе детьми с ОВЗ мы используем упражнения дыхательно-звуковой гимнастики, направленные на решение следующих задач:

1) обучение детей дыханию через нос;

2) профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний;

3) содействие речевому развитию детей;

4) обогащение общего развития ребёнка;

5) коррекция аномального развития.

В процессе выполнения упражнений придерживаемся следующих рекомендаций:

- Не переутомляем ребенка, то есть строго дозируем количество и темп проведения упражнений.

- Следим, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.

- Следим, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

- Движения ребенок должен производит плавно, под счет, тихо.

- Не занимаемся в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

- Не занимаемся после еды.

- Занятия проводим в свободной одежде, не стесняющей движений.

- Не переутомляем ребенка, при недомогании откладываем занятия.

- Дозируем количество и темп проведения упражнений.

- При проведении занятий используем наиболее удачную форму «разговора» с детьми.

Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.

Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Литература.

1. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2007., с 8.

2. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003, с. 35, 80-82.

3. Вводим звуки в речь. / Т. С. Перегудова, Г. А. Османова. – М. : Каро, 2007, с. 2-67.

4. Основы логопсихологии. / Е. В. Шипилова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007, с. 30-31

5. Дыхательная и звуковая гимнастика. /Т. В Нестерюк. – М: «Книголюб», 2007,с. 2-54

Публикации по теме:

Акватерапия в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ» Статью подготовила учитель-логопед МБДОУ№176 «Маленькая страна» Козаева Наталья.

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования.

Дыхательная гимнастика в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи Составлена учителями-логопедами: А. П. Журавлевой, Н. А. Шепелевой. Человек способен на многое: сутками не есть и не спать, неделями терпеть.

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗИгровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДЕЛЬФИНЕНОК» Игровые здоровьесберегающие.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Камешки Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗКамешки Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ Хочу представить материал, который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том.

Сенсорное оборудование «Дусима» в работе с детьми ОВЗ На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению физиологического и психического здоровья детей с ОВЗ, и мы тоже.

Утренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями в детском садуУтренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями в детском саду Утренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями. Как сделать утреннюю гимнастику не скучной? Как поднять детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 28 марта 2019 в 14:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД