Получи документы

Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Людмила Сладкова
Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Литературное чтение.

Евгений Львович Шварц.

«Сказка о потерянном времени».

Цели урока :

1. Познакомить с произведением Е. Л. Шварца. Уметь анализировать характер и поступки героев; делить текст на части, выделять главное, составлять план и озаглавливать части.

2. Через произведения Е. Л. Шварца учить детей справедливости, чувству долга, ответственности, взаимопомощи, воспитанности.

3. Развивать память, речь и мышление.

Публикация «Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ, Евгений Львович Шварц, „Сказка о потерянном времени“» размещена в разделах

Ход урока.

Урок литературного чтения

Слайд 1.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Речевая разминка.

Слайд 2.

-Прочитайте загадки, отгадайте.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы.)

- Прочитайте, разделяя на слоги.

-Прочитайте загадки скороговоркой.

-Прочитайте орфографически.

-Прочитайте орфоэпически.

III. Вводная беседа о новом разделе.

- Неслучайно наш урок я начала этими загадками. Вспомните отгадки и подумайте. Как эти два слова могут быть связаны друг с другом.

- Прочитайте название раздела, который мы с вами начнём изучать

(«Делу время – потехе час».)

Слайд 3.

-Как вы понимаете его смысл?

-О чём должны быть произведения в данном разделе?

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

1. Вводная беседа.

-Прочитайте имя писателя, с чьим произведением вы сегодня познакомитесь?

Слайд 4.

-Читали ли мы произведения данного автора?

2. Рассказ о писателе.

Ученик:

Евгений Львович Шварц вырос в маленьком провинциальном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошёл со страниц чеховского рассказа», - говорили о нём друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой всё тоже было «прелестно – чеховское». И отец и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что всё плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался, есть котлету, мама начинала рассказывать сказку. Все герои, которые попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И я доедал».

Учитель:

Учился на юридическом факультете Московского университета. Сотрудничал в детских юмористических журналах: «Ёж», «Чиж». В конце 20-30 годах работал заведующим детской редакции Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи.

Е. Л. Шварц использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Х. К. Андерсена для создания собственного художественного мира. Им написаны пьесы: «Голый король», «Снежная королева», «Красная шапочка». По сценарию Шварца сняты фильмы : «Золушка», «Дон Кихот» и др. Умер Е. Л. Шварц 15 января 1958 года, в Ленинграде.

3. Обобщающие вопросы:

-А теперь проверим, насколько внимательны вы были:

- Какая была семья у маленького Жени?

- Что вы запомнили о деятельности и творчестве Шварца?

4. Словесное рисование

-А каким вы его представляете?

(Он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным).

Слайд 5.

V. Работа с текстом.

1. До чтения.

-Прочитайте заглавие произведения.

Слайд 6.

-Читали ли произведение с таким же названием?

-Какого жанра будет данное произведение?

Слайд 7.

-Рассмотрите иллюстрацию. Какие появляются мысли, предположения?

2. Работа с учебником. Чтение текста вслух учителем и хорошо читающими детьми.

- Все учащиеся работают с карандашом, выделяя непонятные слова.

3. После чтения :

-В чём оправдались наши предположения?

-Давайте вернёмся к названию произведения. Почему она названа сказкой?

-Что же здесь сказочного?

Сказочные герои обычно чётко делятся на положительных и отрицательных. И, если положительные герои попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Отрицательные черты характера: трусость, лень, жестокость, предательство. Вот над чем автор помогает нам задуматься своим произведением.

-К каким героям относятся герои сказки Шварца?

(Одни и те же герои в начале сказки отрицательные, а в конце сказки становятся положительными).

4. Словарно – орфографическая работа.

Объясните лексическое значение:

Слайд 8.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – керосиновый нагревательный прибор с фитилями.

Ходики – стенные часы с гирями.

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Подберите синонимы:

Слайд 9.

Хмурый (угрюмый, ненастный).

Сберечь (сохранить, спасти).

Подберите антонимы:

Слайд 10.

Состариться (помолодеть).

Трудиться (бездельничать, лениться, лодырничать).

5. Работа с пословицами и поговорками из текста.

- Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы поговорки?

- Найдите и объясните их смысл?

Держать ухо востро - стр. 10

Как сквозь землю провалился – стр. 13

И в ус не дует – стр. 13

Не терять времени даром - стр. 14

Терять время понапрасну - стр. 8

6. Работа с заранее заготовленным деформированным планом.

Заготовки раздать детям.

Слайд 11.

o 4- В лесном домике.

o 1- Мальчик Петя Зубов.

o 5- Опасение волшебников.

o 3-«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

o 2-Превращение мальчика в старика.

o 8-Вежливые школьники.

o 9-Обратное превращение.

o 6-Где же они – дети – старики?

o 7-Превращённые отыскались.

• Мальчик Петя Зубов.

• Превращение мальчика в старика.

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

• В лесном домике.

• Опасение волшебников.

• Где же они – дети – старики?

• Превращённые отыскались.

• Вежливые школьники.

• Обратное превращение.

-Прочитайте план.

-Какой это план? (цитатный)

-Последовательно ли он составлен?

-Определите последовательность.

7. Самопроверка.

Слайд 12.

VI. Домашнее задание:

• Разделить текст на части. Озаглавить части.

Пересказать сказку по плану.

VII. Работа с иллюстрациями.

-Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на стр. 5

-Прочитайте отрывок, который раскрывает смысл иллюстрации, данной на стр. 9.

VIII. Итог урока.

-Чему учит эта сказка?

-Что подразумевал Шварц под потерянным временем?

- Прочитать пословицу, объяснить смысл.

Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

На следующем уроке мы будем работать над содержанием текста, над характеристикой героев, почему с ребятами произошло несчастье и думать над тем, как дети смогли найти выход из трудных ситуаций.

IV. Домашнее задание:

РУВ 1- Индивидуальное задание:

1. Найти в тексте и выделить все, что касается Пети Зубова

2. Найти в тексте и выделить все, что касается Маруси Поспеловой

3. Найти в тексте и выделить все, что касается Васи Зайцева

4. Найти в тексте и выделить все, что касается Наденьки Соколовой

-Чем были заняты все люди?

-Как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков?

-Прочитайте о превращении ребят в стариков.

-Почему они смогли победить волшебников?

-Как вы относитесь к ребятам?

-А как к ним относится автор?

V. Деление сказки на части. Составление плана.

1. Работа в парах.

-Проверим, что у вас получилось.

Дети говорят, с каких слов начинается и какими заканчивается каждая часть. Как они её озаглавили. Части полностью не читаются.

1 часть.

От начала до слов: «И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу…».

2 часть.

До слов: «Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят».

3 часть.

До слов: «Хорошо бы отдохнуть».

4 часть.

До слов: «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счёт в стол».

5 часть.

До слов; «Город ещё не проснулся».

6 часть.

До слов: «Ходит Петя, бродит».

7 часть.

До слов: «Какие –то школьники ехали в этом же трамвае».

8 часть

До слов: «Тут. К счастью, подошёл трамвай к лесу».

9 часть.

До конца.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе Цель: закреплять умение делить объекты живой и неживой природы на группы, продолжать учить детей выделять признаки объектов о объединять.

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке»Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке» Цели НОД: "Чтение художественной литературы" - закрепить знание содержания сказки, воспитывать интерес к художественной литературе, "Коммуникация".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 15:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД