Получи документы

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр

Наталья Гавшина
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр

«Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр».

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника.

Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Публикация «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр» размещена в разделах

Актуальность данной темы: заключается в воспитании здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств. В любом обществе здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно-бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

Проблема: к сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Гипотеза:формирование физического развития детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр будет успешнее, при реализации комплекса следующих педагогических условий:

будет организована систематическая работа по использованию подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста;

будут использоваться разные виды подвижных игр;

будут разработаны методические рекомендации для родителей

На основе анализа научной литературы и педагогического опыта мною выявленное следующее противоречие между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека. Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования, цель которого: изучение возможности подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования физического развития детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр, а предмет: возможности подвижной игры в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Свое исследование проводила в два этапа. На первом-теоретическом этапе я решала следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы физического развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать содержание работы в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

4. Описать методику использования подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Решая первую задачу, я изучила труды А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, И. П. Дегтярёв, Л. В. Абдульманова, В. А. Сухомлинский, М. Ю. Кистякова и выявила, что физическое воспитание является важным звеном в системе дошкольного воспитания. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья детей, развиваются физические качества, формируется потребность в двигательной активности.

Решая вторую задачу, я изучила труды Н. М. Амосова, В. К. Бальсевич, Ю. К. Чернышенко, В. Н. Новохатько, Е. И. Панкратьева и выявила, что подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей старшего дошкольного возраста.

Решая третью задачу, я изучила педагогический опыт воспитателей, используя метод опроса и анализа статей периодической печати. В опыте воспитателей выделила такие положительные стороны: владеют способами организации детей на игру, используют интересные приемы распределения ролей (считалки). Однако в работе воспитателей мною обнаружены и некоторые слабые стороны: редко учитывают желание детей в двигательной деятельности, малоактивные дети остаются без внимания.

Сделанные на первом этапе исследования выводы я старалась учесть на втором этапе своего исследования – эмпирическом, в ходе которого проверяла положения сформулированной гипотезы. Исследование было проведено в детском саду МБДОУ No 2 «Сказочный Город», в нем участвовало 15 человек.

Проверяя первое положение гипотезы, я провела: констатирующий эксперимент направленный на изучение актуального уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. Диагностику уровня физического развития детей. Диагностика проводилась в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и "Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Наблюдения за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

Двигательная активность - это биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры.

Движение - это путь не только к здоровью,но и к развитию интелекта.

Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игровая деятельность - ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте; подвижные игры способствуют совершенствованию основных движений и развитию физических качеств в непринужденной обстановке.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Результат игры - это радость и эмоциональный подъём.

Провела анализ данных диагностики, и получила уровни физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Проверяя второе положение, я провела: формирующий эксперимент, целью которого является организация подвижных игр в работе по формированию физического развития детей старшего дошкольного возраста. Выбор игры, создание интереса к игре, объяснение игры, распределение ролей в игре, руководство ходом игры. Варьирование и усложнение подвижных игр, методика проведения подвижных игр.

Проверяя третье положение гипотезы, я осуществляла разработку методических рекомендаций для родителей: картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Завершая эксперимент, я провела повторное обследование испытуемых в целях выявления динамики в развитии физического уровня детей старшего дошкольного возраста в сторону более высокого.

Полученные в ходе анализа результаты показали, что детей с высоким уровнем физического развития увеличилось на 39 %, число детей со средним уровнем осталось 40%, а с низким осталось 7 %. У детей заметно повысилось внимание, улучшилась ориентировка в пространстве, стали быстро реагировать на сигналы воспитателя.

Кроме того, я обратила внимание на то, что более выраженная динамика в развитии физического уровня произошла у девочек, потому что в этом возрасте происходит физиологический скачок в физическом развитии.

Полученная мною в эксперименте положительная динамика в развитии физического уровня детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр позволяет заключить, что выдвинутая мною гипотеза получила подтверждение, задачи решены, цель достигнута.

Моя работа имеет практическую значимость в разработке перспективно-тематического планирования, оно может быть использовано как педагогами дошкольных образовательных организаций, так и студентами при изучении данного вопроса. Картотека подвижных игр может быть интересна родителям детей старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников:

1. Абдульманова Л. В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2015.-115.

2. Абдульманова Л. В. Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. – Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2015. – 220 с.

3. Адашкявичене Э. Й. Спортивные упражнения в детском саду. - М. : Просвещение, 2015.

4. Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание№6.-2016.-С. 30-48.

5. Алексеева Н. П. Воспитание игровой деятельности. Книга для учителя. – М: «Просвещение», 2015.

6. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник 21 века», М., 2016 г.

7. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - М. : Изд. Центр «Академия», 2016.

8. Быкова А. И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в д/с., 2015.

9. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. -2016.-№3.-С. 117-122.

10. Викулов А. Д. «Развитие физических способностей детей», Ярославль, 2015.

11.. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.

12. Гориневский В. В., Марц В. Г., Родин А. Ф. Игры и развлечения: Сборник, 2014.- 195 с.

13. Дегтярев И. П. Физическое развитие. 2014 – С. 23-48

14. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2015.

15. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 2015, № 9, с. 23-25.

16. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. -М., 2015.

17. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2014.

18. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2015.

19. Кенеман А. В., Осокина Т. И. «Детские народные подвижные игры», М., 2016 г.

20. Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М: Педагогика, 2014.

21. Клевенко В. М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2016. - 290 с.

22. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления».- М., 2016 г.

23. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 2015.

24. Литвинова Т. И., «Русские народные подвижные игры», М., 2014 г.

25. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя. - Мн. : Нар. Асвета, 2014.

26. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. – 2016.

27. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – Издание 3-е, переработанное. М:Просвещение, 2016.

28. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 2014. - 143 с. : ил.

29. Покровский Е. А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. – М. : тип. А. А. Карцева, 2015. – 24с.

Прикреплённые файлы:

gavshina-n-a_h5a6l.ppt | 362,5 Кб
 
Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

«Ярмарка подвижных игр народов Поволжья». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Дети входят в зал с песней: Тетушка Деленка Вот такая рукоделенка Собирала возле речки ягоды, грибы На корыте выезжала из избы Шила платье.

Картотека подвижных игр для среднего и старшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для среднего и старшего дошкольного возраста "Птички и кошка" Делается круг из большого каната. Игроки встают в круг с внешней стороны. Считалкой выбирается Кошка,она находится в центре.

Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.

Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Путешествие в страну подвижных игр»Развлечение для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Путешествие в страну подвижных игр» Уважаемые педагоги, коллеги. 20 февраля я провела открытое мероприятие по физической культуре для педагогов города, которые посещают группу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
Опубликовано: 12 января 2020 в 19:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД