Получи документы

Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР

Алина Завьялова
Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»

Муромцевского муниципального района Омской области

Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР

Автор: Завьялова Алина Николаевна, учитель-логопед

Публикация «Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с ОНР.

Характеристика развития речи детей в норме

К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей это сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии, но он многократно усложняется, если у детей наблюдается общее недоразвитие речи.

Устная речь детей седьмого года жизни в норме характеризуется несколькими структурными компонентами:

1. Фразовая речь

Активная речь детей достаточна развита : высказывания точны, логически последовательны, завершенны; фразы развёрнуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнениё и т. д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.

2. Понимание речи

Дети различают изменения значений слов, вносимых флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор. Образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т. д.

Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их.

Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.

Принимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения.

3. Словарный запас

В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддерживать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснить значения слов.

4. Грамматический строй

Правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

5. Звукопроизношение

Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детими к четырем годам.

Дети седьмого года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, в середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.

6. Слоговая структура слов

Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми, со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

7. Фонематическое восприятие

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие-глухие, твердые-мягкие пары звуков, свистящие-шипящие и т. д., устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т. д.

8. Связная речь

На седьмом году жизни связная речи становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; рассказывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших худ. произведений, просмотренных фильмов. Могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Передавать содержание картинок по памяти; рассказать не только о том, что увидели, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Характеристика детей с ОНР

Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в использовании сложных предложений, не пользуются подчинительными союзами; их высказывания чаще носят фрагментарный характер; понимание обращенной речи затруднено, недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не всегда понимают вопросы косвенных падежей (Чем? Кому? С кем? и др.); словарный запас значительно беднее; допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, в употреблении предлогов, в ударениях и падежных окончаниях; трудно проходит процесс автоматизации поставленных звуков, характерны нестойкие замены; слоговая структура слов нарушена на уровне 4-5-сложных слов, допускают сокращения, перестановки, замены звуков и слогов; с ошибками определяют место звука в слове, испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов;

при составлении рассказов и предложений требуются словесные или изобразительные подсказки, пользуются длительными паузами и короткими фразами, речевая самостоятельность низкая.

Пятилетние дети с ОНР, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т. п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например, водопроводчик, перекресток и т. п.

Наряду с указанными речевыми особенностями, для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем : они трудно восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки, не замечают неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы, геометрические фигуры или слова по заданному признаку. Например, не могут показать на листке только квадраты или только красные фигурки.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости их движений. Артикуляция звуков речи происходит, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки между собой или с неподвижными зубами и небом. Нарушение артикуляции приводит к их дефектному произношению, а часто и общей невнятности, смазанности речи.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. Если движения пальцев соответствуют возрасту, установили они, речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения неточные, плохокоординированные. Многие держат ложку в кулаке либо с трудом берут правильно кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т. п.

Словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. (Зимой дома тепло, потому что нет снега.)

Все перечисленные процессы тесно связаны с речью, и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. В частности это касается словесно-логического мышления и внимания.

Выделяют несколько степеней нарушения речи:

ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы.

ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связано с задержкой психического развития (ЗПР).

III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы — лексической, грамматической и фонетической.

При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.

Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

Внутренние:

• Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.

• Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.

• Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению минимальной мозговой дисфункции.

• Наследственность.

Внешние:

• Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.

• Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т. п.).

Учебно-педагогическую работу, с данной категорией детей ведут логопед и два воспитателя, в условиях речевой группы, но актуальной проблемой на сегодня является - большое количество детей с ОНР в массовых детских садах, и отсутствие нужных специалистов в ДОУ. Поэтому, перед образовательными организациями встает острый вопрос – как помочь каждому ребенку.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологические особенности детей 2–3 лет» Психологические особенности детей 2-3 лет До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный.

Консультация для родителей «Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста» Малыш раннего возраста уникален. Его возрастные и психологические особенности отличаются от особенностей младшего, среднего и старшего дошкольного.

Консультация «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Консультация для родителей «Психологические особенности детей 4–5 лет» Психологические особенности детей 4-5 лет Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни,.

Презенатция «Психологические особенности детей с нарушениями голоса» Влияние голосовых расстройств на формирование личности ребенка, на его психическое и речевое развитие зависят от времени появления дефекта.

Консультация «Психологические особенности детей с туберкулезной интоксикацией» 1 сл. В настоящее время ситуация по туберкулезу во всем мире является крайне напряженной - ежегодно в мире заболевает 9 млн. человек, из.

Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей.

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического.

Родительское собрание на тему «Психологические особенности детей 5–6 лет жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Родительское собрание в старшей группе.

Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Родительское собрание в старшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 15 июня 2018 в 12:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД