Папки-передвижки

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в подготовительной к школе группе

Аноним
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в подготовительной к школе группе

Из опыта работы Коченевской О. М.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым “критическим” периодам в жизни ребенка, решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Что может быть объективнее статистики? А она год за годом посылает нам лишь неутешительные сигналы.

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70% детей страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Наш детский сад в этом не является исключением.

Одно из первых мест среди хронических заболеваний воспитанников занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную) и показатели здоровья вообще.

Это и определило необходимость поиска эффективного пути и коррекции в условиях нашего сада.

С этой целью, совместными усилиями старшей медсестры и мною разработан механизм комплексной реабилитации детей в подготовительной группе дошкольного возраста (моей группе).

Основными составляющими принципами данного механизма стали:

Принцип мониторинга

Принцип коррекции.

Принцип контроля.

Принцип профилактики.

Принцип среды.

Принцип сотрудничества.

Принцип мониторинга позволил создать представления о состоянии здоровья детей.

В этой связи в начале учебного года нами были проведены:

• Опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.

• Наружный осмотр (соматоскопия).

• Антропометрия.

• Тестирование физической подготовленности.

Что помогло дать объективную оценку текущему состоянию здоровья каждого ребёнка моей группы.

Результаты проведённого обследования были занесены в диагностическую карту каждого ребёнка, где отмечено:

Группа здоровья.

Уровень двигательной активности.

Имеющиеся хронические заболевания или отклонения в физическом развитии.

Данные, полученные в ходе решения задач мониторинга, позволили выделить две группы детей :

• Первая группа детей не имеющая отклонений в состоянии здоровья, составляет 74 % от общего числа.

• Вторая группа детей с отклонениями в состоянии здоровья (Ч. Б. Д., вазомоторный ринит, ОРВИ, пиелонефрит, плоскостопие, нарушение осанки, дефицит массы, гиперактивность) составляет 26 % от общего числа.

На основе этого была спланирована работа.

Цель её – осуществление профилактики и коррекции имеющихся отклонений в физическом состоянии детей средствами физического воспитания.

На этой стадии был разработан план физкультурных занятий в спортивно- оздоровительном кружке на учебный год, в котором учитываются программные задачи.

Далее были определены технологии работы и средства развития основных физических качеств.

И вот тут я подумала: “А почему бы мне не использовать каждый режимный момент в течение дня для двигательной активности? Именно движение несёт жизненную силу и заряд бодрости”.

Это побудило меня продумать дифференцированный режим дня на осенне-зимний период.

Где же ещё можно использовать развивающие формы оздоровительной работы.

Конечно на утренней гимнастике!

Всем известно, что именно утренняя гимнастика помогает человеку улучшить своё физическое состояние и улучшит эмоциональный настрой на весь день.

И так, результаты мониторинга определяют слабые места в развитии детей моей группы :

осанка

плоскостопие

дыхание

мелкая моторика

И я решила использовать упражнение на коррекцию вышеназванных отклонении.

Упражнение для верхних дыхательных путей.

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательный упражнений.

Дыхание и осанка.

Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание – залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, по мнению Е. А. Аркина, следующее:

• Упражнение в беге.

• Гимнастика дыхательных мышц

• Приучение к правильному дыханию

• Правильная постановка пения

Все это я использовала в работе с детьми.

Кроме того, использовала технику дыхания по Стрельниковой. Каждое занятие заканчивалось 2-3 упражнениями на дыхание, чтобы выполнить «Стрельниковскую сотню».

Профилактика плоскостопия и нарушение осанки.

Цель: укреплять физическое здоровье детей.

Чтобы детям было интересней, и они могли быстрее осознать значимость предлагаемой физкультурной работы, я использовала игровые моменты:

Ролевая игра

Сделай по-другому

Двигательные образы

Придумай движения сам

Для большей плотности применяла “дорожку здоровья” – хождение по шнуру, по ребристой доске, “полосу препятствий” – прыжки через кубики, подлезание под дугу и т. п. Широко использую пальчиковую гимнастику в заключении.

Использование принципа контроля предусматривается через 6-7 месяцев, после начала запланированной работы.

Цель - контроль за текущим состоянием опорно-двигательного аппарата по показателям педагогического тестирования (уровня силовых способностей мышц туловища и стопы, гибкости позвоночного столба и данным соматоскопии, которые позволяют отследить изменения в состоянии опорно-двигательного аппарата в результате воздействия принципа коррекции).

Согласно данным педагогического тестирования детей, проведенного в мае месяце 2008 года было отмечено:

- количество детей, состоящих на Д-учёте, осталось на прежнем уровне;

- повысился уровень физического развития (увеличились показатели силы кистей рук, силовой выносливости спины и брюшного пресса, улучшились такие качества как гибкость позвоночника и функция равновесия).

- Улучшился ряд антропометрических показателей (увеличился вес, рост стоя).

А самое главное, что занятия в кружке дали нашим детям уверенность в своих силах и возможностях, помогли стать доброжелательными, радостными, счастливыми, более открытыми людям и окружающему миру. Ведь суть лечебной педагогики все-таки определяется отношением ребенка к своему здоровью, верой в то, что он здоров и совершенен.

Реализация “принципа сотрудничества» - знакомство семей воспитанников с основным содержанием, методами и приемами коррекционной работы, обучение конкретным приемам и методам оздоровления - занимает важное место в структуре механизма профилактики и коррекции отклонений физического здоровья ребёнка.

Для реализации “принципа сотрудничества” использовала:

анкетирование родителей,

проведение дней открытых дверей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале,

обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (тренинг “Правильная осанка – это здорово»,

создание текстовой информации (бюллетень “Причины возникновения осанки и сколиоза”, консультация “Условия и особенности развития роста детей”, “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».)

Таким образом, применение разработанного механизма позволило :

улучшить состояние здоровья детей в целом;

выстроить оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента;

освоить современные подходы к организации оздоровительной деятельности;

рефлексировать и осмыслить собственный опыт оздоровления детей.

Ко всему сказанному хочется добавить, что с детьми, занимающимися в спортивно - оздоровительном кружке, были подготовлены выступления к спортивным развлечениям и праздникам, где дети показали высокий уровень спортивной подготовки :

1. Девочки: гимнастический этюд с обручами и скакалками «Все сбывается на свете»;

2. Танцевальный номер «Губки бантиком»;

3. Мальчики и девочки: спортивный танец, с элементами гимнастики и акробатики «Богатырская сила».

Прилагаю несколько конспектов проведения открытых мероприятий.

В новом учебном году я начала работу с детьми 1-ой младшей группы. Планирую продолжить (учитывая свой опыт) работу по физическому развитию детей, использовать нетрадиционные методы закаливания и оздоровления. Хочется осуществить программу «Пульсирующего закаливания», которую я уже давно продумываю. Сейчас, с детьми 2-3 лет начала применять «контрастные ванночки» для укрепления детского организма и улучшения их эмоционального настроения. Когда видишь результаты своего труда, хочется работать, работать лучше!

Список вспомогательной литературы:

В. Г. Алямовская «Современные подходы

к оздоровлению детей в дошкольном

образовательном учреждении»

Л. А. Вовк «Дышите на здоровье»

В. Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика»

Журналы «Дошкольное воспитание» И. В. Чупаха «Здоровьесберегающие технологии»

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-оздоровитетельной.

Стенгазета по летней оздоровительной работе с детьми подготовительной к школе группе с нарушениями зренияСтенгазета по летней оздоровительной работе с детьми подготовительной к школе группе с нарушениями зрения Волшебная пора-лето! Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Это хорошее время для летне-оздоровительной работы в ДОУ. Выстраивается работа.

Анкета «Физкультурно-оздоровительная работа дома» Анкета: «Физкультурно-оздоровительная работа дома». Цель: Выяснить: - понимают ли родители значение подвижной деятельности в жизни ребенка;.

Физкультурно-оздоровительная работа. Будь здоров! Физкультурно- оздоровительная работа. Будь здоров! ДОУ № 10 гр. «Ромашка» младшая группа. Воспитатель: Пантелеева А. А. ФОРМЫ РАБОТЫ обеспечивающие.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста Период раннего детства (от года до 3-х лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе,.

Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе «В гостях у сказки «Колобок»Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе «В гостях у сказки «Колобок» Данная работа используется в комплексно-тематическом планировании «Быть здоровыми хотим» (физическое развитие). В рамках долгосрочного проекта.

Физкультурно-оздоровительная работа в течение дняФизкультурно-оздоровительная работа в течение дня Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками распределяется на весь период дневного пребывания ребенка в детском саду. Этой работе.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду Конспект презентации для родителей второй младшей группы по образовательной области «Физическая культура»Выполнила Зимина Светлана Викторовна.

Сюжетное занятие по физкультуре с детьми 2–3 лет «Путешествие гномиков» Конспект занятия по теме : Роль сюжетных занятий по физической культуре в системе физкультурно – оздоровительной работы с детьми 2 – 3 лет.

Опыт работы «Физкультурно-оздоровительная работа» (часть 2). Переоценить значение хорошей осанки и походки трудно: это не только основа стройности и красивой фигуры, но и здоровый позвоночник, от которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 12 июля 2015 в 07:27
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД