МААМ-картинки

Физкультурные праздники и развлечения как самая эффективная форма активного отдыха дошкольников

Людмила Тарасова
Физкультурные праздники и развлечения как самая эффективная форма активного отдыха дошкольников

Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное внимание на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте. В результате может задерживаться общее развитие ребенка, снижаться физкультурные и адаптационные возможности, повышается заболеваемость.

В связи с этим особую значимость приобретает четко организованный режим дня дошкольников, правильное чередование занятий и активного отдыха.

Публикация «Физкультурные праздники и развлечения как самая эффективная форма активного отдыха дошкольников» размещена в разделах

В системе дошкольного воспитания дошкольника прочное место занимают физкультурные праздники и развлечения, зарекомендовавшие себя как самая эффективная форма активного отдыха детей.

Праздник как антитезу рабочих будней с их заботами один из первых русских фольклористов Иван Михайлович Снегирев определил фразой: «Праздник выражает упразднение, свободу от будничного труда, соединенную с весельем и радостью».

Детский праздник – это возможность стать более близким к другим людям, найти в социуме свою «группу» и стать частью определенного «мы», лучше познать людей и себя, сделать мир красивым, добрым и близким. Это основа того прекрасного настроения, которое побуждает детей к развитию, новым свершениям.

Праздники и развлечения в детском саду помогают решать многочисленные задачи развития, воспитания и учебы, ведь он служит прекрасной возможностью для осознания ребенком культурного опыта человечества, его высших моральных и культурных ценностей. Праздники и развлечения важны и для формирования разных компетенций и творческой самореализации в различных деятельностях, для яркого и незабываемого подведения итогов, овладения и новыми умениями, и культурными ценностями.

Организация детских праздников и развлечений нуждается в синергетическом подходе, установлении соответствия системных подходов к разработке и проведению праздников и развлечений групповым и индивидуальным потребностям, психофизиологическим особенностям, пожеланиям и ожиданиям детей, в понимании того, что же принесет всем присутствующим на празднике счастливые впечатления, сделает детский праздник незабываемым, памятным для каждого ребенка отдельно и всей аудитории в целом. Такой праздник должен оставаться в сознании участников действа как достойный эталон и образец культурной, социальной и художественной ценности, как настоящий ориентир для семейных праздников, как прекрасный материал для формирования базиса эмоционально стойкой, положительно ориентированной и творчески направленной личности.

Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.

В программу физкультурных праздников и развлечений включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. На праздник к детям приглашаются школьники - бывшие воспитанники дошкольного учреждения, спортсмены, активными его участниками являются родители. Не остаются безучастными и дети - болельщики, для них проводятся конкурсы и аттракционы. Физкультурные праздники являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствуют активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и др. полезных качеств и способностей.

Участие в праздниках, развлечениях и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок, для украшения спортивной площадки и гимнастического зала, расчистки катка, прокладывания лыжни, разметки беговых и велосипедных дорожек, мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания, соответствующие их подготовленности. Вследствие такой разносторонней творческой деятельности, решаются многие задачи трудового воспитания. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к окружающему, понимании идейной направленности физкультурного праздника определенной тематики. Праздники и развлечения помогают донести до осознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни. Воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям, пробуждать чувство любви к родному краю и дружба к народам.

Физкультурные праздники и развлечения оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств.

Участие в физкультурных праздниках и развлечениях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.

Большое значение имеет слаженное действие взрослых – сотрудников дошкольного учреждения, родителей, представителей шефствующих предприятий и спортивных организаций, их совместное участие в подготовке к программе праздника (веселых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т. п.)

Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение родителей к участию в детских физкультурных праздниках и развлечениях содействует пропаганде физической культуре и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями по физическому воспитанию.

Физкультурные праздники в детском саду организуется в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года для детей старшего дошкольного возраста – два. Периодичность проведения, продолжительность (в пределах 40 минут) дифференцируется в зависимости от возраста детей, условий проведения, задачи и содержания праздника. Физкультурные развлечения проводятся один раз в месяц. Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно самостоятельны, им доступно коллективное взаимодействие в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизация, они инициативны при выполнении поручений или ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов, правильно воспринять оценку своих действий, поведения.

Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике важный фактор в его воспитательно-образовательной эффективности. Организаторам праздника необходимо позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков, желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям. Детям свойственно эмоционально-двигательное восприятие происходящих на празднике соревнований, эстафет,

аттракционов.

Часто они слишком бурно реагируют на победу и неудачу своих товарищей, очень громко кричат, топают ногами. Хотя и понятно желание детей поддержать соревнующихся. Важно все же уметь сдерживаться, выражать свои чувства более умеренно. Взрослые не должны забывать об этом, стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей. В это же время следует чутко относится к проявлениям детей, не заглушать их радость частыми и неоправданными замечаниями. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники и развлечения, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность, при условии рациональной одежды детей.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, физкультурный праздник может быть организован не только на участке дошкольного учреждения, но и в парке, на стадионе, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздник, а во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника и развлечения, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климато-географических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

При подготовке праздников и развлечений необходимо учитывать следующие моменты:

праздники и развлечения следует планировать в соответствии с задачами на данный период времени;

содержание программы необходимо согласовывать с пройденным учебным материалом;

использовать разнообразные методические приемы и способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;

проведение игр и упражнений должно отвечать правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании – снижается;

после заданий, возбуждающих детей, необходимы игры малой подвижности, словесные игры, игры-массажи;

нужно использовать разнообразный спортивный материал, в том числе и нестандартный;

музыкальное сопровождение улучшает эмоциональное состояние детей и повышает их активность при выполнении задания;

целесообразно создание ситуаций, в которых ребенку необходимо самостоятельно найти решение;

следить за длительностью физкультурных праздников и досугов - чрезмерное затягивание может привести к переутомлению детей, потере у них интереса к происходящему.

Музыкальное искусство на детском спортивном развлечении и празднике занимает центральное место.

Музыка как действующее лицо праздника и развлечения :

• вдохновляет, создает эмоциональное настроение:

• обогащает эстетическими впечатлениями, украшает;

• организует, обеспечивая управление поведением;

• образует общее «эмоциональное поле».

Таким образом, физкультурные досуги и праздники позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других

Публикации по теме:

Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Консультация «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей» В настоящее время большое внимание уделяется семье. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет.

Диспут, как эффективная форма общения с целью выявления истины различных точек зрения Диспут – как эффективная форма общения с целью выявления истины различных точек зрения по теме: «Создание положительного имиджа ДОУ через.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным.

Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей «Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самим себе помогать И. Г. Песталоцци» В современных условиях на фоне возрастающих.

Создание мультфильмов как эффективная форма психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей Качество современного образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, увеличиваются.

Театр песочной анимации как эффективная форма развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников Видео Цель: Познакомить педагогов с инновационными методами и приёмами коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Творческие мастерские как форма активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право.

Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольниковЭкскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос.

Занимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителямиЗанимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителями Известно, что тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного функционирования дошкольного учреждения в решении задач обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурные праздники и развлечения как самая эффективная форма активного отдыха дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 18:18
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД