Лучший педагог года

Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Татьяна Житникова
Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Важным средством освоения культуры своего народа является фольклорная (русская народная) игра. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Фольклорные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно — к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. Фольклорные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека — Гражданина, Патриота своей Родины. Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни.

Публикация «Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Моя педагогическая деятельность доказывает, что эффективность развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста может быть значительно повышена при условии применения метода фольклорной игры. Для реализации данного метода в нашем дошкольном учреждении ведется создание и совершенствование фольклорной среды (оформление фольклорного уголка, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, самостоятельное изготовление народных костюмов).

Также необходимо отметить, что необходимо активное сотворчество педагога и ребенка. При этом практическое освоение музыкального материала происходит путем его проживания через определенный сюжет народной жизни. Для этого необходимо создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.

Навыки пения, движений, игре на музыкальных инструментах прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой репертуара должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям. Жанры фольклора для детей разнообразны. Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти. Поём частушки-небылицы, которые развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Например, «Ехал грека через реку» и другие.

Дети очень любят игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные, поэтому элементы игры и пляски вношу в песни очень часто. Например, «Дарья», «А у нас ноне белый день», «Калина», «А я по лугу» и др.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Например, «Край ты мой, любимый», «Рябинушка», «Гляжу в озёра синие» и другие.

Игра на народных инструментах содействует формированию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитию мелкой моторики пальцев, совершенствованию дыхания. Например, «Гусачок», «Вариации на русские мелодии».

Отмечу, что фольклорный театр – это часть народной культуры, проявляющейся в различных формах, действо которого, чаще всего, происходит в период календарных праздников. Так, дети участвуют в праздниках Святки, Масленица, Пасха, Троица, Покров.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Дошкольники с удовольствием играют в такие игры, как «Золотые ворота», «Перстень», «Ремешок», «У медведя во бору», «Заря-зарница» и многих других. Вершиной творческих достижений является участие в постановке театрализованных преlставлений и фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно так дети применяют свои умения, навыки сольного ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действия, плясок и хороводных движений. Трудно переоценить значение и силу нравственно-эстетического воздействия на детей русских песен и плясок в исполнении воспитателей. Так, дети с небывалым восторгом приняли русскую песню «Коробейники» и «Субботея» на празднике «Зимние забавы».

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский.

Мультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возрастаМультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста «Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая.

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то.

Нетрадиционная техника аппликации как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования. Краткая характеристика стратегии организации.

Презентация «Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Презентация «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста В современном мире стремительного развития техники и информационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 15:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД