Фонетическая сказка «Кощеево царство» Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю

Ольга Чапорова
Фонетическая сказка «Кощеево царство» Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю

Конспект НОД в старшей группе

по теме: «Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю» [/h4]

фонетическая сказка «Путешествие в Кощеево царство»

Фонетическая сказка «Кощеево царство» Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю

Поскольку изучение йотированных гласных букв – один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников, то введение в данную тему мне кажется целесообразным начинать с фонетической сказки «Как гласные звуки А,О,У,Э спасли звук Й», которая позволяет в занимательной форме рассказать о двойных звуках и выявить соответствующие звукобуквенные связи.

Вид НОД: интегрированная.

Интегрируемые ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

• образовательная: познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами А, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;

развивающая: продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое вниманияе, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь;

воспитательная: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Материалы: пиктограммы эмоций; «Волшебная коробочка»; эмблемы звуков «Й», «А», «О», «У», «Э», буквы А, О, У, Э; карточка с изображениями: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог; диск, музыкальный центр; изображение Замка Кощея; цветные вязанные подушечки; два изображения цветика-семицветика, картинки с изображениями: воробей, майка, лейка, йог, балалайка, бейсболка, портной, попугай, муравей, трамвай, линейка, чайник, чайка.

Предварительная работа: знакомство с правилами дидактической игры «Отгадай звук», знакомство с артикуляционными и акустическими особенностями звука «Й», буквой Й.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речемыслительной деятельности малоактивных детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Миогимнастика

(цель: развитие умения определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, движении).

- Доброе утро, ребята! Оно, действительно, доброе? Вот такое? (демонстрирую пиктограмму «Радость»). Передай настроение по кругу.

- А это какое утро? (демонстрирую пиктограмму «Грусть») (Грустное утро). Передай настроение по кругу.

(Аналогично проводится работа с пиктограммами «Злость» и «Удивление»)- Покажите - какое у вас сегодня настроение

h4]

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Отгадай звук»

(цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения, сравнения)

- Ребята, это волшебная коробочка, в которой спрятался уже знакомый вам звук. Отгадайте этот звук, и он поиграет с вами в интересные игры. Правило: на ваши вопросы я могу отвечать только словами «да» или «нет».

(Дети задают вопросы по типу: это гласный\согласный звук? Когда он поет песенку ротик образует овал\круг\улыбочку? Звуку мешает спеть песенку язычок\губы\зубы? Это твердый\мягкий звук? Чтобы построить домик-букву понадобится три палочки и «хвостик»)

- Правильно – это звук «Й». (Открываю коробку). Но где, же он? Звук «Й» пропал! Здесь лежит звуковое письмо и зашифрованная записка.

Фонетическая игра «Автограф Кощея»

(цель: развитие умения составлять слова по первым звукам названий картинок).

- Давайте прослушаем звуковое письмо.

(Включаю диск, звучит фонограмма)

- Ой-ай-уй! Спасите! Помогите!

- Кхе! Кхе! Ишь разойкался! Песенки он решил попеть с гласными звуками! Тоже мне певец «Фактор А»! Теперь будешь сидеть у меня в Замке и не вздумай сбегать – я сразу тебя узнаю по твоей букве с хвостиком!

- Что же делать, ребята? (Надо идти выручать звук Й)

- Куда идти, кто спрятал звук «Й»? Здесь есть подсказка (Демонстрирую карточку с картинками: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог).

- Давайте попробуем составить слово по первым звукам картинок. (К, А, Щ, Э, Й – Кащей спрятал наш звук «Й»).

- Чтобы Кощей нас не узнал – превратимся в гласные звуки и буквы: 1,2,3 – вокруг себя повернись в звук, иль букву превратись!

(Звучит «волшебная» музыка, дети одевают на руки эмблемы звуков и букв А,О,Э,У)

- Звук, пожми руку своей букве, нам пора в путь!

Игра «Собери слово»

(цель: развитие умения производить звуковой анализ и синтез слов, кинестетических ощущений, обоняния, умения работать в малых группах)

- Мы пришли в Царство Кощея: как здесь темно и мрачно…. Посмотрите - буквы от страха разбежались по полянке и теперь не могут собраться в слова. Поможем им?

(Дети делятся на две подгруппы, собирают слова из цветных вязаных подушечек с изображениями букв, подушечки наполнены зерновыми, бобовыми крупами, а также пропитаны аромомаслами апельсинового дерева и пихты)

Сопряженная гимнастика «Мы не дети, а цветы»

по мотивам старинной игры «Я садовником родился(цель: развитие мимических мышц лица, мелкой моторики)

- Как теперь стало красиво и светло на полянке! Представьте, что вы - не дети, а цветы небывалой красоты!

Все вас ценят, все вас любят

Насекомые и люди.

Это хорошо?

Любят и животные

Особенно голодные.

Это хорошо?

Представьте, что ваши головки – это бутончики цветов

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки (постукивание подушечками пальцев вокруг рта)

А прожорливые мошки

Объедают нас немножко (пощипывание)

Мухи возле нас снуют

Больно крылышками бьют (похлопывание легкое)

Паутиной как веревкой

Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные поглаживания)

Вот как нас обидели

Разные вредители! (изображают обиду)

Но хозяюшка-пчела вредных мошек прогнала! (руками разгоняют вредителей)

Игра «Цветик-семицветик»

(цель: развитие умения выделять позицию звука)

(Работа в подгруппах: дети раскладывают на лепестки одного цветка картинки, в названии которых звук «Й» встречается в середине слова, другого – в конце слова. Дается проблемная картинка «йог». Проверка: правильный ответ – хлопаем, неверный - топаем)

- Нам пора дальше…

Фонетическая сказка «Как гласные звуки спасли звук «Й»

(цель: знакомство с йотированными буквами, их графическим профилем)

- Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь…Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й».

(Демонстрирую Замок Кощея)

- И так…подошли гласные звуки к замку Кощея, как мы с вами сейчас, открыли могучую дубовую дверь (открываю дверь, а за ней звук «Й» сидит, плачет.

- Прыгнул на помощь в замок звук «А» (размещаю в Замке звук «А»)

- Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» (размещаю в Замке звук «Э»)

- О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» (размещаю в Замке звук «О»).

- У! Загудел звук «У». Я тоже помогу! (размещаю в Замке звук «У»)

- Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.

- Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки? (Ответы детей)

- А придумали звуки вот какую хитрость:

Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!

- Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я).

(Аналогично: «Й» + «О» = Ё,

«Й» + «У» = Ю,

«Й» + «Э» = Е)

- Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?

- Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.

- Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я,Е,Ё,Ю!

- Понравилась вам сказка? Нам тоже пора возвращаться в детский сад и расколдовываться. (Звучит «волшебная» музыка, дети снимают эмблемы). Давайте новые буквы поселим в нашей группе.

(Размещаем буквы Я,Ё,Е,Ю в кассе)

3. Рефлексия.

Волшебная палочка

(активизация полученных знаний)- Что было самым интересным? (По кругу – ответы детей)

Сюрпризный момент

(песочное печенье в виде букв Я, Е, Ё, Ю).

Публикации по теме:

Мысли обо всем Суть женщины – в проявлении красоты её души, её желаний. Если женщина живёт не по душе, то она очень быстро истощается и перестаёт светить.

Огородная сказкаОгородная сказка Посмотрела на замечательные фотографии огорода на окне и тоже решила поделиться творческими находками наших педагогов. 15 марта мы подвели.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Фонетическая сказка «Кощеево царство» Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю
Опубликовано: 11 марта 2013 в 14:24
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...