Папки-передвижки

Формирование фонематического слуха

СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА
Формирование фонематического слуха

«Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Публикация «Формирование фонематического слуха» размещена в разделах

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме, то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Вся работа по формированию фонематического слуха дошкольников проходила в несколько этапов. Главной целью является систематизация работы по формированию фонематического слуха дошкольников.

Были поставлены следующие задачи в данной работе:

1. Подобрать диагностический материал для проверки состояния фонематического слуха детей дошкольного возраста.

2. Провести диагностику по состоянию фонематического слуха детей дошкольного возраста.

3. Подобрать упражнения, игры и материал для развития фонематического слуха для детей дошкольного возраста.

4. Оформить пособия, игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

5. Систематизировать учебно - игровой материал по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста.

6. Составить картотеку игр по развитию фонематического слуха для детей дошкольного возраста. (по возрастам)

В первую очередь был проверен физиологический слух детей :

- Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.

- Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки даются те же.

При проверке слуха взрослый поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.

- Психологический тест “Изображение человека”. Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Для проверки состояния фонематических представлений использовали следующие типы заданий ( на основе рекомендаций авторов: Р. И. Лалаевой, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичевой., которые были оформлены в виде таблицы :

Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответы ребёнка Примечание (указать характер выполнения)

1 .Опознание фонем :

а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных а, у, ы, о, у, а, о, ы, и

б) хлопни в ладоши, если услышишь

согласный звук «к» среди других согласных п, н, м, к,т, р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

а)звонких и глухих п - б, д - т, х - г, ж - ш, з - с, в - ф

б) шипящих и свистящих с, з, щ, ш, ж, ч

в)соноров р, л, м, н

3. Повторение за логопедом слогового ряда:

а) со звонкими и глухими звуками да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за

б) с шипящими и свистящими са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ша-ча, за-жа-за; жа-за-жа

в) с сонорами ра-ла-ла, ла-ра-ла

4. Выделение исследуемого звука среди слогов

Подними руку, если услышишь слог со звуком «с» ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, сы

5. Выделение исследуемого звука среди слов Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж» лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы

6. Придумывание слов со звуком «з»

7. Определение наличия звука

«ш» в названии картинок. колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда

8. Называние картинок и определение отличий в названиях бочка - почка, коза - коса, дом - дым

9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец) чайник, ручка, мяч

10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш» сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

Выводы: фонематический слух в норме или недоразвит.

Работа по развитию фонематического восприятия проводилась в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3. Различение звука в слове.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т. д.).

6. Придумывание слов на определённый звук.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать.

Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп:

1) Игры на развитие слухового внимания : «Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и т. д.

2) Игры на развитие фонематического восприятия : «Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино», «Слова длинные и короткие», «Шутки - минутки», «Цепочка слов», «рифмовки-перепутанки», «Повтори скороговороку», «Слова длинные и короткие», «Скажи как я» и т. д.

3) Игры на развитие фонематического слуха : «Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Путаница», «Эхо», «Какой последний звук?», «Лишнее слово», «Слушай и выбирай» и т. д.

Последним этапом нашей работы было создание банка речевых игр, направленных на развитие фонематического слуха. Все игры были распределены по возрасту и по группам. (см. таблицу)

Возраст Развитие слухового восприятия Становление фонематического слуха Дифференциация

парных звуков

Слуховое

внимание Слуховая

память Речевой

слух В рядах изолированных гласных В рядах

слогов В словах

Младшая группа «Где раздаётся звук?» «Запоминай и выполняй»

«Чей домик»

«Узнай плач Алёнушки»

«Ох и Ах»

«Ква и кря»

«Посчитай» «Остановись»

«Знайки» «Большой – маленький»

Средняя

группа «Жмурки»

«Найди игрушку» «Угадай, что на картинке»

«Найди пару»

«Послушаем эхо» «Вспомни чужой голосок»

«Покажи картинку»

«Где звук»

«Раздели на два»

Старшая

группа «Угадай по звуку»

«Наведи порядок»

«Угадай чего не стало» «Телефон» «Живые звуки» «Какой слог лишний»

«Найди одинаковый звук» «Закончи слово»

Подготовительная группа «Остановись»

«Тихо – громко» «Продавец»

«Кидай и слушай» «Телефон»

«Хорошо послушай» «Что исчезло?»

«Что добавилось?» «Живые слоги»

«Не пропусти слог»

«Цепочка» «Кто больше»

«Где звук»

«Замени звук»

«Вспомни слово»

Вот такими несложными игровыми упражнениями развивается фонематический слух.

Развитие фонематического слуха является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми дошкольного возраста. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями

Было отмечено, что при систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности повышение качества речевого развития детей и качественной подготовки детей к школе.

Литература:

1. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

2. Варенцова Н. С. Колесникова Е. М. Развитие фонематического слуха

3. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993.

4. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В. /I.) – М., 1974, с. 15–32.

Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников-М. ,1971г.

5. Каше Г. А., Филичева Т. В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

6. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФНР). – М., 1998.

7. Лурия А. Г. Язык и сознание. – М. ,1979г.

8. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия М. ,2001г.

9. Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи. - //Дефектология,1986г. ,№5.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с. 42.

вопросы:

1. К каким проблемам приводит несформированность фонематического слуха у детей? (Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.)

2. Какие задачи вы ставили в своей работе приоритетными? (Главной целью является систематизация работы по формированию фонематического слуха дошкольников.

Были поставлены следующие задачи в данной работе:

7. Подобрать диагностический материал для проверки состояния фонематического слуха детей дошкольного возраста.

8. Провести диагностику по состоянию фонематического слуха детей дошкольного возраста.

9. Подобрать упражнения, игры и материал для развития фонематического слуха для детей дошкольного возраста.

10. Оформить пособия, игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

11. Систематизировать учебно - игровой материал по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста.

12. Составить картотеку игр по развитию фонематического слуха для детей дошкольного возраста. (по возрастам)

3. К каким результатам и выводам вы пришли, что вам дала ваша работа?

Последним этапом нашей работы было создание банка речевых игр, направленных на развитие фонематического слуха. Все игры были распределены по возрасту и по группам:

1) Игры на развитие слухового внимания.

2) Игры на развитие фонематического восприятия.

3) Игры на развитие фонематического слуха.

И также составлена программа по развитию фонематического слуха у детей с нарушением зрения.

По данным диагностики повышение качества речевого развития детей и качественной подготовки детей к школе.

Публикации по теме:

«Работа по развитию фонематического слуха» Из опыта работы по подготовке детей к школе В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе. Основной задачей любого.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха.Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫШКИНЫ ЗАПАСЫ» Цель: дифференциация (различение) звуков. Задачи: - коррекция (исправление недостатков) звукопроизношения;.

Игры для развития фонематического слухаИгры для развития фонематического слуха Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай» Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление умения слушать,.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 "Мотылек" Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет» Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» «Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста» 1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух» 2. Возрастные особенности.

Проект «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений» ПРОЕКТ. " Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений". Разработала: Орлова О. С. ГБОУ Школа № 982. 1. Паспорт проекта.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование фонематического слуха
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 15:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД